Комментарий правильных ответов

Стихотворения Б и Г. Оба стихотворения иносказательны. Море и дева - это природа и человек, бесчувственные, одинаковые волны подобны людям, таким же бесчувственным и ничтожным. В обоих стихотворениях человек сравнивается с природой, используется контраст. Идея общего, философского характера сопровождается поэтической иллюстрацией.

 

Комментарий неправильных ответов

 

В стихотворении А изображается чувство, переживание, контраст суетного и созерцательного в человеке. Морской пейзаж (в отличие от изображенного в текстах Б и Г) является не иллюстрацией авторской мысли, а стимулом особого лирического переживания. (комментарии в этом уроке намеренно лишены тонких, детальных замечаний, конечно, тексты Б и Г, как и любое стихотворение, конечно, вызывают переживания, но основное в них - все же идея).

В стихотворении В море «работает», разрушая отведенные ему границы («окраины скал»), а в будущем и в сердце останется «роковая работа волны», превосходящая людские сны и людскую жизнь. Речь идет о грядущем новом состоянии человека, в котором он избавится от всего случайного, прихотливого, станет разумен и целесообразен, как природа. Это непременно случится («роковая работа волны», значит, неотвратимая, предназначенная роком, приводящая к роковым, необратимым последствиям). В этом стихотворении речь идет о своеобразной концепции человеческого развития, о своеобразной утопии.

В стихотворении Д сначала изображается то состояние, которое обычно и называют романтическим – упоение от стремительного движения корабля, чувство полета. Далее тонко отмечено непостоянство этого романтического переживания, его зыбкость, переход к телесному, земному, лишенному цельности ощущению (так в романтические минуты звонит телефон, стоит мечтательно заглядеться на цветущее дерево – проходящий мимо спросит, как пройти в аптеку и т.д.). Неустойчивому романтическому ощущению противопоставлено восхождение от телесного и душевного к духовного, мысль о грядущей смерти приводит душу в состояние отрешенности. В отличие от упоения, романтичности отрешенность – более глубокое, поистине духовное состояние человека. В этом стихотворении в некотором смысле романтическое (в соответствии с распространенным представлении о романтичности) показано как уступающее истинно духовному, религиозному состоянию души (вспомним, что А, С, Пушкин называл романтизм «парнасским атеизмом», т.е. поэтическим безбожием).

Последнее изменение: Четверг, 11 августа 2011, 12:32