Реферат

На этом этапе изучения курса у нас имеется уже некоторое представление о том, как определяется романтизм в отечественной науке советского и постсоветского периода. В пятом уроке мы проверим, насколько сформировавшееся в нашем сознании представление о романтизме позволяет отличить романтическое произведение от неромантического. Таким образом мы узнаем, насколько полно наше представление о романтизме, насколько теория не противоречит практике. Настоятельно рекомендуем до изучения предлагаемых вам текстов внимательно ознакомиться с первоисточниками к урокам 1 - 4.

 

Заключение

Предложенных вам стихотворений два написаны в эпоху романтизма и в соответствии с его эстетикой. Это – стихотворения Б (М. Ю. Лермонтов) и Г (А. С. Пушкин).

Наиболее близкое им по времени написания - стихотворение Д. Это - стихотворение А. А. Фета «На корабле» (1856-1857) из цикла «Море». Оно уже не относится к романтической традиции, но сохраняет с ней связь.

Стихотворение А принадлежит В. Я. Брюсову, входит в цикл «У моря», датируется 1899 годом. В нем на смену философскому размышлению и определенной мысли приходит изображение лирического настроения, стихотворение отвечает положениям эстетики символизма.

Стихотворение В написано Н. А. Заболоцким в 1953 году, входит в цикл «Весна в Мисхоре». Чувствуется идейный контекст написания стихотворения – советское время, отличительной чертой которого была мечта о новом уровне использования природных богатств (разумное, рациональное освоении природы человеком, столь же разумным, рационально хозяйствующим). Хотя содержание стихотворения шире этого контекста.

Как мы выяснили, характерной особенностью романтического произведения (по крайне мере лирического, принадлежащего к традиции русского романтизма) является иносказательно выраженная мысль (заметим, что романтизм сохраняют связь с предшествующей ему эпохой Просвещения, отличающейся рационализмом), использование контраста, параллель природного и человеческого.

Это общее и схематичное представление о романтическом произведении, конечно, необходимо уточнить, анализируя различные в жанровом, тематическом отношении произведения. Нужно изучить отдельно и сопоставить национальные варианты романтизма. Необходимо также выяснить, в чем коренится художественная общность романтических произведений. Рассмотрению этих проблем и будет посвящена следующая серия уроков.

Последнее изменение: Четверг, 11 августа 2011, 12:32