Реферат

В последние годы издаются новые учебные пособия и научные труды, посвященные романтизму. Излагаемые в них концепции, с одной стороны, сохраняют связь с научной традицией советской эпохи, а с другой стороны, содержат в себе новые теоретические и методологические положения, отвечающие духу нашего времени. Цель четвертого урока – выяснить, насколько концепции романтизма, изложенные в современных отечественных учебниках, сохраняют связь с советской традицией и что нового добавляют к ней.

 

Заключение

Сопоставляя высказывания советских и современных литературоведов об одних и тех же аспектах романтизма, мы обнаружили следующее. Во-первых, оценка романтизма как исторического и эстетического явления изменилась с отрицательной на положительную. Советские исследователи характеризовали романтизм в понятиях разлада, сомнения, трагичности и отчуждения личности, постсоветские – в понятиях становления личности, склонной к диалогу и синтезу, расцвета индивидуального. Во-вторых, постсоветские характеристики романтизма сложнее для восприятия, потому что требуют солидной филологической эрудиции (ср. первоисточники 1 и 2 к уроку 4), отличаются полетом мысли, широким охватом проблемы. Советские характеристики романтизма, напротив, логичны (в пределах свой логики), последовательны, жестко ориентированы на свой предмет. Наконец, в-третьих, советское и постсоветское литературоведение оперирует в основном одним и тем же научным аппаратом (отношение литературы и действительности, творческое сознание, автор, герой и т.д.). Это указывает на то, что, хотя современная наука о литературе во многом и отказалась от оценок советского периода, тем не менее коренной перестройки литературоведения не происходит, поскольку не происходит нового толкования фундаментальных категорий, описывающих литературное произведение.

Последнее изменение: Четверг, 11 августа 2011, 12:32