Обращение разработчиков курса
Уважаемый студент!
Вашему вниманию предлагается комплекс электронной поддержки (КЭП) смешанного, очно-дистанционного курса учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». Данный курс является обязательным компонентом государственного образовательного стандарта для учебных заведений высшего профессионального образования.
Представленный в предлагаемом комплексе курс имеет авторский характер и читается его разработчиками в контексте традиции классической философии естествознания, логики и методологии современной естественнонаучной мысли.
Тематический план КЭП учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» складывается из 3 основных модулей, каждый из которых характеризуется своей тематической структурой:
Предисловие
МОДУЛЬ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
МОДУЛЬ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Модуль 2.1. Естественнонаучные концепции Античности
Модуль 2.2. Естествознание эпохи Средневековья
Модуль 2.3. Естествознание эпохи Возрождения
Модуль 2.4. Формирование классического естествознания Нового времени
Модуль 2.5. Естественнонаучные концепции ХIХ в.
МОДУЛЬ 3. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ В.
Модуль 3.1. Формирование парадигмы неклассического естествознания. Релятивистская и квантовая концепции
Модуль 3.2. Основные космологические концепции ХХ в.
Модуль 3.3. Постнеклассическое естествознание 2–пол. ХХ в.
Модуль 3.4. Экология и проблемы рационального природопользования
Модуль 3.5. Основные этапы развития генетики
Модуль 3.6. Генная инженерия и ее актуальные проблемы
Модуль 3.7. Проблема клонирования
Модуль 3.8. Программа "Геном человека"
Модуль 3.9. Проблема здоровья и здорового образа жизни в современной науке
3.10. Актуальные проблемы биоэтики
3.11. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития
3.12. Перспективы развития человечества
3.13. Концептуально-методологические особенности естествознания конца ХХ в.
Курс охватывает теоретико-методологические основы естественных наук, этапы исторического развития естественнонаучной мысли, характеризует наиболее актуальные проблемы и направления современного естествознания.
Главная цель курса заключается в том, чтобы помочь студентам-гуманитариям освоить концептуальные (или парадигмальные ) основания естественнонаучной мысли, показать методологические ориентиры изучения классических и современных естественнонаучных теорий, необходимых для научно–мировоззренческого и интеллектуального совершенствования студентов.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих учебно-методических задач:
1) формирование интегрального мировоззрения, органично сочетающего социально–гуманитарные и естественнонаучные методы исследования;
2) понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного стиля мышления, необходимости их внутреннего согласования на основе целостного взгляда на мир
3) ознакомление с основными естественнонаучными системами и парадигмами, формирование умений и навыков их практического применения;
4) освоение методологии естественнонаучного познания, необходимой для использования опыта естествознания в социально-гуманитарных исследованиях;
5) формирование концептуальных представлений о современной естественнонаучной картине мира в органическом единстве её философских, физических, космологических, химических и биологических составляющих.
Практика преподавания курса «Концепции современного естествознания» показывает, что оптимальный вариант чтения лекций и проведения семинаров связан с ориентацией студентов на мировоззренческие и теоретико-методологические аспекты естественных наук. Правомерность такого рода подхода обусловлена объективной потребностью студентов–гуманитариев в концептуальном (а не в историко-фактологическом) восприятии естествознания, стремлением использовать его идеи в самых разнообразных сферах теоретической и практической деятельности. В противном случае знание естественнонаучных теорий, формул и фактов останется для них мертвым грузом, не допускающим творческого развития и профессионального применения.
Указанные методологические положения полностью соответствуют принципам государственного образовательного стандарта для гуманитарных специальностей вузов и составляют основу предлагаемого учебного пособия.
По результатам освоения курса «Концепции современного естествознания» студент должен:
1) знать о конкретных формах взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культуры;
2) понимать историю естествознания;
3) владеть основами методологии научно-исследовательской работы;
4) разбираться в философско-мировоззренческих и логико-методологических основаниях современного естествознания;
5) понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь четкое представление о её взаимосвязи с современными социокультурными и этическими проблемами, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
Характерная особенность авторского отношения к курсу «Концепции современного естествознания» заключается в том, что изложение в нём содержания классической и современной естественнонаучной проблематики построено на принципах диалектического понимания системы и эволюции естественнонаучной мысли, благодаря которому становится возможным целостное видение изучаемого предмета.
Разработчики курса:
канд.филос. наук, доцент кафедры философии КубГУ
Бойко Павел Евгеньевич;
канд.филос. наук, доцент кафедры философии КубГУ
Бойко Лариса Алексеевна;
доктор филос. наук, профессор, зав.кафедрой философии КубГУ
Сидоров Валерий Григорьевич
Вашему вниманию предлагается комплекс электронной поддержки (КЭП) смешанного, очно-дистанционного курса учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». Данный курс является обязательным компонентом государственного образовательного стандарта для учебных заведений высшего профессионального образования.
Представленный в предлагаемом комплексе курс имеет авторский характер и читается его разработчиками в контексте традиции классической философии естествознания, логики и методологии современной естественнонаучной мысли.
Тематический план КЭП учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» складывается из 3 основных модулей, каждый из которых характеризуется своей тематической структурой:
Предисловие
МОДУЛЬ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
МОДУЛЬ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Модуль 2.1. Естественнонаучные концепции Античности
Модуль 2.2. Естествознание эпохи Средневековья
Модуль 2.3. Естествознание эпохи Возрождения
Модуль 2.4. Формирование классического естествознания Нового времени
Модуль 2.5. Естественнонаучные концепции ХIХ в.
МОДУЛЬ 3. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ В.
Модуль 3.1. Формирование парадигмы неклассического естествознания. Релятивистская и квантовая концепции
Модуль 3.2. Основные космологические концепции ХХ в.
Модуль 3.3. Постнеклассическое естествознание 2–пол. ХХ в.
Модуль 3.4. Экология и проблемы рационального природопользования
Модуль 3.5. Основные этапы развития генетики
Модуль 3.6. Генная инженерия и ее актуальные проблемы
Модуль 3.7. Проблема клонирования
Модуль 3.8. Программа "Геном человека"
Модуль 3.9. Проблема здоровья и здорового образа жизни в современной науке
3.10. Актуальные проблемы биоэтики
3.11. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития
3.12. Перспективы развития человечества
3.13. Концептуально-методологические особенности естествознания конца ХХ в.
Курс охватывает теоретико-методологические основы естественных наук, этапы исторического развития естественнонаучной мысли, характеризует наиболее актуальные проблемы и направления современного естествознания.
Главная цель курса заключается в том, чтобы помочь студентам-гуманитариям освоить концептуальные (или парадигмальные ) основания естественнонаучной мысли, показать методологические ориентиры изучения классических и современных естественнонаучных теорий, необходимых для научно–мировоззренческого и интеллектуального совершенствования студентов.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих учебно-методических задач:
1) формирование интегрального мировоззрения, органично сочетающего социально–гуманитарные и естественнонаучные методы исследования;
2) понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного стиля мышления, необходимости их внутреннего согласования на основе целостного взгляда на мир
3) ознакомление с основными естественнонаучными системами и парадигмами, формирование умений и навыков их практического применения;
4) освоение методологии естественнонаучного познания, необходимой для использования опыта естествознания в социально-гуманитарных исследованиях;
5) формирование концептуальных представлений о современной естественнонаучной картине мира в органическом единстве её философских, физических, космологических, химических и биологических составляющих.
Практика преподавания курса «Концепции современного естествознания» показывает, что оптимальный вариант чтения лекций и проведения семинаров связан с ориентацией студентов на мировоззренческие и теоретико-методологические аспекты естественных наук. Правомерность такого рода подхода обусловлена объективной потребностью студентов–гуманитариев в концептуальном (а не в историко-фактологическом) восприятии естествознания, стремлением использовать его идеи в самых разнообразных сферах теоретической и практической деятельности. В противном случае знание естественнонаучных теорий, формул и фактов останется для них мертвым грузом, не допускающим творческого развития и профессионального применения.
Указанные методологические положения полностью соответствуют принципам государственного образовательного стандарта для гуманитарных специальностей вузов и составляют основу предлагаемого учебного пособия.
По результатам освоения курса «Концепции современного естествознания» студент должен:
1) знать о конкретных формах взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культуры;
2) понимать историю естествознания;
3) владеть основами методологии научно-исследовательской работы;
4) разбираться в философско-мировоззренческих и логико-методологических основаниях современного естествознания;
5) понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь четкое представление о её взаимосвязи с современными социокультурными и этическими проблемами, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
Характерная особенность авторского отношения к курсу «Концепции современного естествознания» заключается в том, что изложение в нём содержания классической и современной естественнонаучной проблематики построено на принципах диалектического понимания системы и эволюции естественнонаучной мысли, благодаря которому становится возможным целостное видение изучаемого предмета.
Разработчики курса:
канд.филос. наук, доцент кафедры философии КубГУ
Бойко Павел Евгеньевич;
канд.филос. наук, доцент кафедры философии КубГУ
Бойко Лариса Алексеевна;
доктор филос. наук, профессор, зав.кафедрой философии КубГУ
Сидоров Валерий Григорьевич
Последнее изменение: четверг, 11 августа 2011, 12:32