Контрольный опрос
Задание 5.1.
5.1.1. Во всех трех словарных определениях, рассмотренных в первом уроке,
отмечается, что романтизм противоположен классицизму, борется с ним.
«Классицизм - направление в искусстве и литературе в Западной Европе XVII-XVIII вв.
и России XVIII в, считавшее образцом классическое (древнегреческое и древнеримское)
искусство». Следовательно, романтики не подражали античным образцам, а стремились,
как отмечается в словарях Ожегова и Ушакова, выражать национальное. На основании
этой характеристики романтизма укажите, какие из приведенных выше отрывков являются романтическими, какие - нет, и почему.
5.1.2. Ниже приведены уже знакомые вам характеристики романтизма.
Укажите, каким из приведенных выше стихотворений соответствуют эти характеристики.
Запишите ответ в следующей форме: А - 5, 7, Б - 1, 3, 5 и т.д.
1. изображающий идеальных героев и чувства
2. идеализирующий прошлое (особенно средневековье)
3. оторванный от действительности
4. изображающий исключительные образы и сюжеты
5. использующий исторические темы
6. «выдвигающий на первый план культ личности и чувства»
7. предпочтение страсти порядку и пропорции
8. преобладание чувства над рассудком
9. изображение разлада мечты и реальности
10. сближение литературы с действительностью
11. выражение неповторимого душевного склада самого автора
12. вторжение действительности в круг художественного видения
13. ожидание перемен
14. открытость, стремление к развитию и синтезу
15. эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность имеющимся
5.1.3. Ниже в произвольном порядке приведены комментарии (достаточно простые, общего характера, что отвечает целям этого задания) к текстам из раздела 5.1. Установите соответствие между комментариями и текстами, ответ запишите в виде А3, Б1 и т.д.
1. Это стихотворение создает у читателя мечтательное, задумчивое настроение. В нем изображен контраст вечно движущегося, беспокойного и постоянного, бесстрастно созерцающего. Постоянное, контрастируя с движущимся, и вызывает у читателя ощущение дышащей в лицо вечности, которой чужда тревога.
2. В этом стихотворении говорится о красоте природы и человека. Красота природы величественна, поражает своей мощью, стихийностью. Но человеческая красота понятнее, ближе для человека. Человеку нужен человек, без человека природа пустынна.
3. У этого стихотворения интересный лирический сюжет. Сначала изображается упоение приятным, стремительным движением, затем чувство упоения разрушается, сменяется переживанием не совсем обычного и не очень комфортного физического состояния, которое переходит в душевное волнение, а затем в особое состояние духа, предчувствие нового, уже неземного состояния души. В стихотворении в символической форме изображено духовное восхождение: телесное - душевное – духовное.
4. В этом стихотворении человеческая черствость, бесчувственность, отсутствие у людей личностного, духовного сравнивается с бесчувственностью природной стихии.
5. В этом стихотворении говорится о будущем преображении человека. Человеческая душа, избавившись от иллюзий, мечтаний, будет так же естественна, постоянна, «трудолюбива», как природа.
5.1.4. Сопоставьте комментарии к стихотворениям. Какие стихотворения наиболее близки по методу их создания (говоря образно, созданы по похожей модели, «сделаны» примерно одинаково, прибегаем к фигуральным выражениям, чтобы не использовать терминов, не объяснявшихся в этом курсе)?