Характеристики романтизма и особенности романтических произведений

 

На основе описания «оранжевый кисло-сладкий фрукт с крупными дольками и толстой, плотной кожурой» вы без труда отличите апельсин от абрикоса, а, возможно, и от мандарина, у которого кожура тонкая и дольки маленькие, и, конечно, отличите апельсин от оранжевого мяча. Романтизм, конечно, – не апельсин, и тем не менее определение романтизма, если оно содержательно и точно, должно быть основанием для того, чтобы отличить романтическое произведение от неромантического. (Иначе, что в нем определяется?)

В этом уроке нам предстоит выяснить, насколько понятие романтизма, которое мы рассмотрели в предыдущих уроках, отражает особенности романтического произведения. Если рассмотренные определения романтизма точны и содержательны, то,

опираясь на них, можно отличить романтическое произведение от неромантического.

Сопоставление определения романтизма и романтического произведения - трудная задача. В нашем уроке она, конечно, имеет провокационный характер. Цель урока – настроить изучающего романтизм на сопоставление философской, эстетической характеристики романтизма с художественными особенностями романтических произведений. Только такое сопоставление дает, на наш взгляд, более или менее основательное представление о романтизме.

В качестве материала для анализа выбраны стихотворения. Во-первых, в силу их компактности, законченности (не бывает ни эпических, ни драматических произведений длиной в несколько строк). Во-вторых, лирика всегда в большей или меньшей степени ассоциируется с романтикой, поэтому найти среди стихотворных текстов романтические будет сложнее, чем среди прозаических. Справившись со сложным, вы легко справитесь в простым (полагаем, что отличить текст романтической новеллы от текста бытового романа относительно несложно).

Прочтите внимательно приведенные ниже стихотворения. Все они принадлежат перу отечественных поэтов, это – не переводы. Они объединены единой темой, все они о море. Тематическое единство и принадлежность к русской, родной для вас литературе должны облегчить предстоящее вам сопоставление текстов. Вспомните все, что вы узнали о романтизме и приступайте к выполнению заданий. Если вам знакомы приведенные ниже тексты, все же выполните упражнения, чтобы прояснить для себя природу романтического произведения.

А.

Волны приходят, и волны уходят,

Стелются пеной на берег отлогий.

По морю тени туманные бродят,

Чайки летят и кричат, как в тревоге.

Много столетий близ отмели дикой

Дремлют в развалинах римские стены,

Слушают чаек протяжные крики,

Смотрят на белое кружево пены.

Б.

ВОЛНЫ И ЛЮДИ

Волны катятся одна за другою

С плеском и шумом глухим;

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим.

Волнам их неволя и холод дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотят иметь душу… и что же?

Души в них волн холодней!

В.

У МОРЯ

Посмотри, как весною в Мисхоре,

Где серебряный пенится вал,

Непрерывно работает море,

Разрушая окраины скал.

Час настанет, и в сердце поэта,

Разрушая последние сны,

Вместо жизни останется эта

Роковая работа волны.

Г.

БУРЯ

Ты видел деву на скале

В одежде белой над волнами,

Когда, бушуя в бурной мгле,

Играло море с берегами,

Когда луч молний озарял

Ее всечасно блеском алым

И ветер бился и летал

С ее летучим покрывалом?

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

Д.

НА КОРАБЛЕ

Летим! Туманною чертою

Земля от глаз моих бежит.

Под непривычною стопою

Вскипая белою грядою,

Стихия чуждая дрожит.

Дрожит и сердце, грудь заныла;

Напрасно моря даль светла,

Душа в тот круг уже вступила,

Куда невидимая сила

Ее неволей унесла.

Ей будто чудится заране

Тот день, когда без корабля

Помчусь в воздушном океане

И будет исчезать в тумане

За мной родимая земля.

Последнее изменение: Четверг, 11 августа 2011, 12:32