Основной материал
Характеристики романтизма и особенности романтических произведений
На основе описания «оранжевый кисло-сладкий фрукт с крупными дольками и толстой, плотной кожурой» вы без труда отличите апельсин от абрикоса, а, возможно, и от мандарина, у которого кожура тонкая и дольки маленькие, и, конечно, отличите апельсин от оранжевого мяча. Романтизм, конечно, – не апельсин, и тем не менее определение романтизма, если оно содержательно и точно, должно быть основанием для того, чтобы отличить романтическое произведение от неромантического. (Иначе, что в нем определяется?)
В этом уроке нам предстоит выяснить, насколько понятие романтизма, которое мы рассмотрели в предыдущих уроках, отражает особенности романтического произведения. Если рассмотренные определения романтизма точны и содержательны, то,
опираясь на них, можно отличить романтическое произведение от неромантического.
Сопоставление определения романтизма и романтического произведения - трудная задача. В нашем уроке она, конечно, имеет провокационный характер. Цель урока – настроить изучающего романтизм на сопоставление философской, эстетической характеристики романтизма с художественными особенностями романтических произведений. Только такое сопоставление дает, на наш взгляд, более или менее основательное представление о романтизме.
В качестве материала для анализа выбраны стихотворения. Во-первых, в силу их компактности, законченности (не бывает ни эпических, ни драматических произведений длиной в несколько строк). Во-вторых, лирика всегда в большей или меньшей степени ассоциируется с романтикой, поэтому найти среди стихотворных текстов романтические будет сложнее, чем среди прозаических. Справившись со сложным, вы легко справитесь в простым (полагаем, что отличить текст романтической новеллы от текста бытового романа относительно несложно).
Прочтите внимательно приведенные ниже стихотворения. Все они принадлежат перу отечественных поэтов, это – не переводы. Они объединены единой темой, все они о море. Тематическое единство и принадлежность к русской, родной для вас литературе должны облегчить предстоящее вам сопоставление текстов. Вспомните все, что вы узнали о романтизме и приступайте к выполнению заданий. Если вам знакомы приведенные ниже тексты, все же выполните упражнения, чтобы прояснить для себя природу романтического произведения.
А.
Волны приходят, и волны уходят,
Стелются пеной на берег отлогий.
По морю тени туманные бродят,
Чайки летят и кричат, как в тревоге.
Много столетий близ отмели дикой
Дремлют в развалинах римские стены,
Слушают чаек протяжные крики,
Смотрят на белое кружево пены.
Б.
ВОЛНЫ И ЛЮДИ
Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их неволя и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь душу… и что же?
Души в них волн холодней!
В.
У МОРЯ
Посмотри, как весною в Мисхоре,
Где серебряный пенится вал,
Непрерывно работает море,
Разрушая окраины скал.
Час настанет, и в сердце поэта,
Разрушая последние сны,
Вместо жизни останется эта
Роковая работа волны.
Г.
БУРЯ
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
Д.
НА КОРАБЛЕ
Летим! Туманною чертою
Земля от глаз моих бежит.
Под непривычною стопою
Вскипая белою грядою,
Стихия чуждая дрожит.
Дрожит и сердце, грудь заныла;
Напрасно моря даль светла,
Душа в тот круг уже вступила,
Куда невидимая сила
Ее неволей унесла.
Ей будто чудится заране
Тот день, когда без корабля
Помчусь в воздушном океане
И будет исчезать в тумане
За мной родимая земля.