Наименование фрагмента

Соотношение абстрактного и конкретного в отечественных и зарубежных определениях романтизма.

 

Новейший философский словарь определяет конкретное и абстрактное следующим образом:

Абстрактное и конкретное – философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное (лат. abstractio – отвлечение, удаление) – мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучить и прогнозировать новые , неизвестные закономерности… Конкретное (лат. contretus – густой, твердый, сросшийся) – реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от абстрактного). Конкретное в мышлении – это содержание понятий, отражающие предметы или явления в их существенных признаках…

Обратите внимание на то, что абстрактное и конкретное – это ступени логических операций. Например, в ряду «Война и мир» – роман Толстого – роман – эпический жанр мы переходим от конкретного к абстрактному, и каждая новая ступень является более абстрактной по отношению к предыдущий. В ряду эпический жанр – роман – роман Толстого – «Война и мир» мы переходим абстрактного к конкретному. Таким образом, существуют абстракции более или менее высокого уровня и б?льшая или меньшая степень конкретизации.

Определения романтизма, как правило, оперируют абстрактными понятиями. Однако уровень абстрактности этих понятий различный. Чтобы яснее понять, как определяется романтизм в отечественной традиции, попытаемся определить, какими понятиями оперирует отечественные и зарубежные определения романтизма. Проанализируем уже рассмотренные нами определения через призму категорий литературоведения. Согласно определению Л. И. Тимофеева

1. ТЕМА – круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных идейно-политических позиций.

2. СЮЖЕТ – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения.

3. ОБРАЗ – в художественной литературе картина человеческой жизни, изображенная в художественном произведении

4. ГЕРОЙ – действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

5. ЖАНР (от фр. род, вид) – так иногда называют роды литературы: эпический, повествовательный жанр (роман, повесть, рассказ, очерк); лирический жанр (лирическое стихотворение, песня; лиро-эпический жанр (поэма, баллада); драматический жанр (трагедия, комедия, драма, водевиль)…Иногда говорят и так: приключенческий роман, исторический роман, семейно-бытовой роман – все это отдельные жанры, или виды, романа.

К категориям добавим еще несколько:

6. К этим категориям добавим более современную категорию – СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, которая в современном литературоведении заменяет понятие формы и содержания. О структуре художественного произведения Ю. М. Лотман писал: «Идейное содержание произведения – структура. Идея в искусстве – всегда модель, ибо она воссоздает образ действительности. Следовательно, в не структуры художественная идея немыслима. Дуализм формы и содержания должен быть заменен понятием идеи, реализующей себя в адекватной структуре и не существующей вне этой структуры. Изменение структуры донесет до читателя или зрителя иную идею».

7. МИРОВОЗЗРЕНИЕ писателя характеризует его творчество в самом общем виде – как художественное воплощение его философских и эстетических взглядов.

8. В отечественном литературоведении одним из аспектов рассмотрения художественного произведения является его ОТНОШЕНИЕ К РЕАЛЬНОСТИ. На основе этой категории произведения классифицируют как верно, правдоподобно отражающие действительность и фантастические, условные, не отражающие социальную и политической ситуацию, современную для писателя.

9. Наконец, учтем и частный момент – МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСВТЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Например, автобиографический (дневники, письма, воспоминания самого писателя), исторический (хроники, документы), научный (использование научных представлений и данных исследования)

Последнее изменение: Четверг, 11 августа 2011, 12:32