Название публикации

ПЕРЕЛОМНЫЕ МОМЕНТЫ В ИСТОРИИ ГЛАЗАМИ ЖЕНЩИНЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ ЗИНАИДЫ ГИППИУС (1869-1945 гг.)

 

Автор(ы)

Н. Ф. Бережная

 

Основной материал

Цель - раскрыть взгляд З. Н. Гиппиус на переломные моменты в истории.

Конец XIX - начало XX в. называют "серебряным веком" русской литературы и искусства.

Зинаида Николаевна Гиппиус - представительница серебряного века, поэт, прозаик, драматург, литературный критик и публицист. С её именем связано зарождение и становление русского символизма.

Символизм - это литературное течение, взявшее символ за основу искусства. Имя З. Н. Гиппиус в России находилось под запретом в течение семидесяти лет, т. к. она была непримиримым врагом большевизма. В нашей стране изучать личность и творчество З. Н. Гиппиус стали только с начала 1990-х гг. Многие исследователи посвятили ей свои работы (С. П. Бавин (1), Е. Барабанов (2), Н. Богомолов (3), А. В. Лавров (8), Н. И. Осьмакова (9), М. Павлова (10), Л. В. Полукарова (11), С. Н. Савельев (12), М. Л. Спивак (13) и др.).

Сегодня изучение личности и творчества З. Н. Гиппиус является актуальным. Это связано с нынешним возрастающим интересом к каждому поэту и писателю русского зарубежья. Бесспорна уникальность её личности: она обладала глубоким интеллектом и проявляла пристальное внимание к осмыслению конкретной человеческой судьбы в меняющихся исторических условиях.

З. Н. Гиппиус родилась 8 ноября 1869 г. в г. Белёве Тульской губернии. Отец её Николай Романович, имел немецкие корни, а мать, Анастасия, родом из екатеринбургского дворянства. Кроме Зинаиды в семье было ещё 3 дочери. Отец по профессии был юрист и из-за его служебных назначений семья часто переезжала с места на место, поэтому Зинаида получила "домашнее" образование. В 1881 г. её отец умер от туберкулёза. В 1882 г. врачи обнаружили туберкулёз и у Зинаиды. Мать повезла её лечиться в Тифлис. Лето 1888 г. семья провела в Боржоми, где будущая писательница познакомилась с Дмитрием Сергеевичем Мережковским - молодым, но уже тогда известным поэтом, человеком энциклопедических знаний. В 1889 г. они поженились и отправились в Петербург. Там Мережковские прожили большую часть совместной жизни. Их дом находился рядом с Таврическим дворцом, что позволило им быть непосредственными свидетелями переломных моментов в истории России начала XX в.

З. Н. Гиппиус вела дневники. Форма дневника стала лучшей формой для литературного высказывания для писательницы. В работе я использовала некоторые дневники З. Н. Гиппиус, по которым можно судить об её взглядах на переломные моменты в истории: "Литературный дневник", "Петербургский дневник", "Чёрная книжка" и дневник "Серый блокнот". Эти дневники изданы в 2-х книгах. (4).

"Литературный дневник" (1889-1907 гг.) - это книга очерков. Сюда вошли заметки и статьи о литературе, искусстве и просто жизни.

В "Петербургском дневнике" (или в "Синей книге") (1914-1917 гг.) отражено отношение З. Н. Гиппиус к первой мировой войне, к самодержавию, к видным политическим деятелям, есть взгляды на Февральскую революцию.

Дневник "Чёрная книжка" (1919 г.) проникнут острой ненавистью автора к Советской России, к большевикам. Автор описывает массовые репрессии интеллигенции, дворян и офицеров.

Размышления З. Н. Гиппиус о революции 1917 г. и о правлении большевиков можно найти в дневнике "Серый блокнот" (1919 г.)

Рассуждения З. Н. Гиппиус о судьбе России и её истории можно ещё встретить в книге-воспоминаниях о Дмитрии Мережковском. (5). Автор написала её в эмиграции, и опубликована она была в 1951 г.

В "Литературном дневнике" (1899-1907 гг.) З. Н. Гиппиус оставила запись, говорящую об её отношении к истории: "Надо уметь чувствовать время; надо помнить, что история везде и всё в истории - в движении (...) Всякий вчерашний день - история". (6. C. 165).

Историческая мысль З. Н. Гиппиус всегда была тесно связана с её религиозными взглядами. Понятие "революция" для неё - это переходный этап в долгом процессе, который может привести к ликвидации всех привычных форм правления, к восстановлению патриаршества и отделению церкви от государства. Русскую революцию 1905 г. З. Н. Гиппиус назвала освободительным движением, но не революцией и считала, что она ни к чему не привела. В воспоминаниях о Дмитрии Мережковском есть запись: "Русская революция, первой (да, пожалуй, и единственной) целью которой было свержение самодержавия, - не удалась. Самодержавие осталось во всей силе, - подготовка к Думе его только укрепляла. Всякие "свободы" были пресечены. ". (5. C. 399). Николаю II З. Н. Гиппиус дала оценку как "самодержцу, пропитанному самовластием", предпочитающему, чтобы всё менялось, оставаясь как есть.

Всякую войну она отрицала по религиозным соображениям, не могла принять и войну 1914 г. В дневнике "Синяя книга" (1914-1917 гг.) З. Н. Гиппиус пишет: "Я ...войну по существу, как таковую отрицаю, ...всякая война, кончающаяся полной победой одного государства над другим (...) носит в себе зародыши новой войны, ибо рождает национально-государственное озлобление, а каждая война отдаляет нас от того, к чему мы идём, от "вселенскости". (7. C. 385).

В восприятии истории у Зинаиды Гиппиус проступает женская черта - тяга к предсказаниям. В декабре 1916 г. она предчувствовала наступление революции: "то, что будет, - будет голо - снизу. Я боюсь, ибо во время войны революция только снизу - особенно страшна. ". (7. C. 437).

В Февральской революции 1917 г. писательница увидела первый шаг к освобождению России. 9 марта 1917 г. она записала в дневнике: "Россия освобождена, но не очищена (...) Но первый крик младенца всегда радость, хотя бы и знали, что ещё могут погибнуть и мать и дитя". (7. C. 486). Здесь есть образность в восприятии З. Н. Гиппиус истории. Россия для неё выступает в образе матери, а Февральская революция 1917 г. - в образе дитя.

Октябрьские события 1917 г. писательница расценила как политический переворот, уничтоживший революцию, как узурпацию власти группой террористов: "Главные вожаки большевизма - к России никакого отношения не имеют и о ней меньше всего заботятся". (7. C. 516).

Итак, в описаниях З. Н. Гиппиус переломных моментов в русской истории начала XX в. можно найти глубокое чувство любви автора к родине и русскому народу; чувство неудовлетворённости социально-экономическим и политическим положениями в стране; желание изменить жизнь к лучшему; веру в то, что любая историческая катастрофа предопределена Богом и способна привести к глобальным изменениям в стране и в мире; надежду на всеобщее равенство и братство в мире.

З. Н. Гиппиус воспринимала историю по-женски. В описании истории у неё присутствует сиюминутная конкретность, образность, тяга к предсказаниям. Она подробно описывает каждое событие, а важность и значимость его зависит от того чувства, которое было вызвано у неё этим событием. Неизвестность грядущего часто пугает её и, основываясь на своей интуиции, она иногда пытается предугадать будущее, что является чисто женской чертой. Такие женские качества, как эмоциональность и интуиция преобладают в её восприятии истории.

 

Библиография

1. Бавин С. П. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945): Библиографические материалы. М., 1995.

2. Барабанов Н. Кто бури знал? // Наше наследие. 1990. # 4.

3. Богомолов Н. В зеркале "Серебряного века": Русская поэзия начала ХХ века: В помощь лектору. М., 1990.

4. Гиппиус З. Н. Дневники: В 2кн. / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 1999.

5. Гиппиус З. Н. Дмитрий Мережковский: Воспоминания // Мережковский Д. С., Гиппиус З. Н. 14 декабря: Роман. Дмитрий Мережковский: Воспоминания. М., 1991.

6. Гиппиус З. Н. Литературный дневник // Гиппиус З. Н. Дневники: В 2 кн. Кн. 1. / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 1999.

7. Гиппиус З. Н. Синяя книга // Гиппиус З. Н. Дневники: В 2 кн. Кн. 1. / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 1999.

8. Лавров А. В. "Люди и нелюди". Из публицистики З. Н. Гиппиус первых послеоктябрьских месяцев // Лит. обозрение. 1992. # 1.

9. Осьмакова Н. И. "Неугасим огонь души". Зинаида Гиппиус // Октябрь. 1992. # 8.

10. Павлова М. Вторая чёрная тетрадь: Петербургские дневники, 1918 г // Наше наследие. 1990. # 6.

11. Полукарова Л. В. "Надо всякую душу пить - до дна". О личности и творчестве З. Н. Гиппиус // Лит. в школе . 1996. # 5.

12. Савельев С. Н. Жанна д'Арк русской религиозной мысли. Интеллектуальный профиль З. Гиппиус. М., 1992.

13. Спивак М. Л. Джером К. Джером, П. Н. Милюков и министр внутренних дел

А. Д. Протопопов. Об одном источнике "Петербургских дневников" З. Н. Гиппиус // Лит. обозрение 1996. # 5-6.

Последнее изменение: четверг, 11 августа 2011, 12:32