Название публикации

СВЕДЕНИЯ О НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ КУБАНИ

 

Автор(ы)

С. В. Жабчик

 

Основной материал

Долгое время традиционная культура кубанского казачества оставалась на стадии забвения, уничтожения. Долг ученых обратить внимание на народные знания. Целью данной работы является - осветить содержание народных медицинских знаний в дореволюционной литературе Кубани. Сведения о народной медицине содержались в обобщающей работе И. Д. Попко "Черноморские казаки". По утверждению автора, люди, обладавшие знанием добрых свойств растений и магической силой наговоров, были преимущественно артельщики и кашевары. И дома, и в походе не переводился у них запас лекарственных зелий и снадобий.

Самые тяжелые раны излечивались мазями из соков растений. К помощи хирургии не прибегали, если случалось костораздробление, то предпочитали смерть. Но если приключался антонов огонь, тогда бывали пациенты, что сами себе простым ножом отхватывали ногу или руку. Учитывали и вредоносную магическую силу. Не допускали к раненому людей с дурным глазом (1).

Автор с уважением относится к людям, обладавшим народными медицинскими познаниями, и считает их единственной надеждой на спасение для раненых.

Ценные сведения содержат статистико-этнографические описания станиц, выполненные по программе Е.Д.Фелицина (2) . Программа предусматривала составление описаний быта, жилища, одежды, обычаев, верований. Есть в описаниях и сведения о традиционной народной медицине кубанских казаков. Знания, накопленные нашими предками, дают возможность избегать многих ошибок при диагностике и лечении заболеваний, предоставляют право выбора лекарственных средств при лечении. Помимо практического опыта, народная медицина представляет собой целый пласт традиционной культуры. Она отражена в пословицах, поговорках, сказках, песнях, традиционных нормах поведения, календарной, свадебной и погребальной обрядностях. Многовековой опыт борьбы с физическими и психическими недугами передается преимущественно устным способом, а также методом наблюдения. Знахари представляют собой связующую нить между поколениями и выступают хранителями традиционной народной медицины. Сведения, содержащиеся в дореволюционных источниках, носят, в основном, описательный характер. Это краткие сведения о болезнях, ее причинах, способах лечения, некоторых обрядов и наиболее употребительных рецептах. Составителями таких заметок были представители Кубанского Статистического комитета, заведующие и учителя сельских школ. Действительный член статистического комитета Т. Стефанов дает статистическо-этнографическое описание г. Ейска, в котором имеются сведения о народной медицине. Автор приводит перечень болезней, встречающихся в данной местности, приводит сведения о способах лечения различными органами животных, сакральными и бытовыми предметами, а также магические приемы. Автор считает, что магические приемы носят предосудительный характер.

Желая придать в глазах невежественной массы большое значение своему знахарству и заручиться таким образом славою знатока своего дела, знахари иногда не дорожат самыми священными предметами, своевольно и богохульно обращаются со святыми иконами, извращают смысл святых молитв (3).

К. И. Черный предоставляет сведения о традиционной медицине Ейского уезда. Домашние способы врачевания в большом ходу в станицах и чрезвычайно разнообразны.

Употребительны настои кореньев, трав, "масти"(пластыри), но главную роль играет "шептание" знахарок, большая часть которых занимается вместе с тем и повивальной практикой (4).

По мнению К. Н.Черного, "нельзя утверждать, что большинство населения безусловно верит в целебность преподаваемых знахарями средств, но главное в том, что средства эти всегда находятся под рукой и обходятся весьма недорого" (5).

В работе Ф. Ф. Арканникова даны названия болезней, способы лечения. Лечат травами, минералами, органами животных с применением заклинаний, заговоров.

По большей части народ обращается к знахарям и доверчивей к ним относится, чем к медикам. Предлагаемые медиками лекарства не всегда можно достать в станице, нужно ехать за ними в город (6).

Л. Шахов предоставляет описание ст-цы Воронежской. Записанных данных очень мало. При всех своих болезнях народ обращается к знахарям, которым он слепо верит. Лечат, в основном, магическими способами. Существуют и несуразные лечения. Например: "от продолжительной лихорадки носят на шее три-девять дней завязанную в тряпицу лягушку" (7).

Некто Липинский приводит статистическое описание станицы Троицкой.

Считая болезни в большинстве случаев наказанием, посылаемым Богом за греховную жизнь, население Троицкой станицы, обращаясь к Богу с молитвою о помощи, не уклоняются и от помощи медика, к которому относятся доверчиво, видя в нем человека специально знакомого с характером болезней и способом их лечения (8).

Публиковались сведения о народной медицине и в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа". Авторы описаний - в основном учителя сельских школ. Так заведующий Расшеватским двухклассным училищем К. Живило приводит народные приемы ухода за роженицами и новорожденными. Автор побывал в некоторых станицах Кубанской области и самолично посетил повивальных бабок и с их слов собрал этот материал. В описании приведены приемы лечения бесплодия, помощь роженицам, родовой и послеродовой обряды. В работе есть описания послеродовых заболеваний, способы их лечения, ухода за младенцами, крещения, детских болезней и их лечения. На протяжении всей работы прослеживается уважительное отношение автора к повивальным бабкам. Учитель Кургановского училища Ф. Степанов предоставляет сведения о народной медицине в станице Курганой. Описывая местные болезни, Ф. Степанов считал, что "народ привык приписывать появление тех или других болезней не своему невежеству, лени и пьянству с распутством, а наказанию Божию за свои грехи, не думая в то же время об исправлении своей дурной жизни" (9).

Учитель станичного училища станицы Кубанской И. Соболь приводит заметки о болезнях и местных средствах против них. В заметках есть описания различных болезней, встречающихся в станице. По существующим в обществе мнениям и поверьям причиной большей части болезней являются злые люди. Как пишет автор "некоторые знахари и знахарки, вполне надеясь на силу своей молитвы, не допускают употребление трав и минералов против болезней. По выражению одной особенно авторитетной знахарки, "травой и другими прочими снадобьями могут лечить и настоященские докторы, а молитву не всякий знает" (10).

Учитель Бекешевского училища Товпекин писал, что "в станице Бекешевской нет господствующих болезней, зависящих в иных местностях от климата или других особенностей страны. Болезни все заурядные, которые подразделяются на детские, женские и общие. Все они зависят от неблагоприятных условий жизни, при полном невежестве народа в гигиене" (11).

Знахари лечат травами, минералами, заговорами, молитвами. Учитель Т. Дедух в станице Переяславской считает, что жители вообще с уважением относятся к знахарям. Это видно из того, что они чаще обращаются, в случае болезни, к бабкам, нежели к фельдшеру или доктору (12).

Некоторые сведения о народной медицине содержатся и в "Кубанском календаре". В календаре имеется материал о лечении различных инфекционных заболеваний, о помощи при отравлении минералами, солями, щелочью, рыбным ядом.

Таким образом, в дореволюционный период профессионально изучением народной медицины кубанских казаков не занимались, поэтому сведений об этом разделе народных знаний не очень много. Из глубины веков дошли до нас сведения, которые сначала передавались устным способом и только потом были записаны и, вероятней всего, не все. Многое было утрачено и забыто, как, впрочем, и в наше время.

 

Библиография

1. Попко И. Д. Черноморские казаки. Краснодар, 1998. С. 105.

2. Бондарь Н. И. К истории фольклорно-этнографических исследований на Кубани (дореволюционный период) // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991.

3. Стефанов Т. Статистико-этнографическое описание г. Ейска // Кубанский сборник.Т.1.Екатеринодар, 1883. С. 287.

4. Черный К. Н. Статистико-этнографическое описание Ейского уезда // Кубанский сборник. Т.1. Екатеринодар, 1883. С. 367.

5. Черный К. Н. Там же. С. 368.

6. Арканников Ф. Ф. Статистико-этнографическое описание станицы Николаевской // Кубанский сборник. Т.1. Екатеринодар, 1883. С. 369.

7. Шахов Д. Статистико-этнографическое описание станицы Воронежской // Кубанский сборник. Т.1. Екатеринодар, 1883. С. 664.

8. Липинский. Статистическое описание станицы Троицкой // Кубанский сборник. Т. 1. Екатеринодар, 1883. С. 709.

9. Степанов Ф. Сведения о народной медицине в станице Курганной // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып.16. Тифлис,1893. С. 138.

10. Соболь И. Заметки о болезнях, замечаемых в станице Кубанской, и о местных средствах против них // СМОМПК. Вып.16. Тифлис, 1893. С. 143.

11. Товпекин. Болезни и врачебные средства в станице Бекешевской Кубанской области // СМОМПК. Вып. 16. Тифлис, 1893. С. 148.

12. Дедух Т. Сведения о болезнях в станице Переяславской // СМОМПК. Вып. 16. Тифлис, 1893. С. 1537.

Последнее изменение: Четверг, 11 августа 2011, 12:32