Наименование фрагмента

3.2. Богатство и глубина концепции романтизма в советском литературоведении.

 

<Разлад мечты и реальности> - типичная характеристика романтизма в советском

литературоведении. Однако, советские концепции романтизма безусловно не сводятся к

этой характеристике. Советскими литературоведами разработаны обоснованные, сложные

концепции романтического искусства, где рассматриваются различные его стороны.

Приведем в качестве подтверждения несколько цитат:

А. <Среди многообразных жанров романтической литературы выдающееся место

занимает лиро-эпическая, философско-символическая поэма, которая отличается

выражением гражданской позиции автора, накалом субъективных авторских чувств,

полемичностью. Структура поэмы становится все более свободной, тяготеющей к

универсальному охвату проблем эпохи. Поэтика романтиков складывалась в борьбе

против строгого стиля классицистов. Романтики выступили против резкого разделения

трагического и комического в искусстве, против строгих правил в отборе лексики, против

классицистических единств. Для романтического произведения характерна особая

эмоциональная атмосфера высоких чувств и страстей, искренность и непосредственность

эмоций, поэтика неожиданных сопоставлений, впечатление новизны и чуда, сближение

трагического и комического, парадоксальное сочетание разнородных деталей,

скрепленных единым лирическим чувством, свободная композиция>. (<История

английской литературы>. Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. М., <Высшая школа>, 1985)

Б. <Исследователи романтизма : любят приводить различные его определения:

Ограничимся только двумя, за которыми стоят две различные концепции. Первая

принадлежит Г. А. Гуковскому..: <Романтическая личность - это идея единственно

важного, ценного и реального, находимого романтиками только в интроспекции, в

индивидуальном самоощущении, в переживании своей души, как целого мира и всего

мира>:А вот перед нами другая концепция романтизма, принадлежащая столь же

авторитетному исследователю - н. Я. Берковскому..: <не надо забывать, что в романтизме

есть и томление по реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти

людям в руки:>

Итак, с одной стороны, романтизм как нечто субъективное (или по преимуществу

субъективное), личностное, сумеречное... С другой стороны, романтизм как в

значительной мере посюстороннее, если не <прозаическое> и не объективное, то

стремившееся к прозе и объективности, совмещающее противоположности, тяготеющее к

гармонии, заключающее в себе чуть ли не возрожденческую стихию: Как объяснить

столь решительное расхождение во взглядах? Прежде всего стоит заметить, что

Гуковский - преимущественно русист: Берковский - по преимуществу <западник>,

причем германист>. (Ю. В. Манн. Поэтика русского романтизма. М., 1976)

В. <В противовес <теории подражания>, характерной для предшествующий периодов

развития искусства, романтики прежде всего рассматривали искусство как творческую

деятельность, которая создает особую реальность, сочетающую воспроизведение сущего с

воплощением идеала>. (В. В. Ванслов. Эстетика романтизма. М., 1966)

Г. <Цель предлагаемой книги: - раскрыть внутреннюю логику романтического

движения, показать его эстетическое своеобразие. Сделать это мы сможем лишь в том

случае, если будем опираться не на общие слова о народности, самобытности и т.д., а на

вполне конкретные, осязаемые художественные элементы>. (Ю. В. Манн. Поэтика

русского романтизма. М., 1976)

Д. <Как и каждое художественное направление, романтизм имел свою творческую

программу. Г. Поспеловым высказана точка зрения, согласно которой творческая

программа:является определяющим признаком понятия направления. Хотя разные

художественные направления можно различать по их программам, но последние не

составляют их сущности. Направление - это явление самого искусства, а не только мысли

о нем. :Различать направление и его творческую программу, конечно, необходимо.

Общеизвестно, что к романтизму порой примыкали и разделяли его программу деятели,

которые по существу своего творчества были не романтиками, а художниками иного

типа>. (В. В. Ванслов. Эстетика романтизма. М., 1966)

Последнее изменение: Четверг, 11 августа 2011, 12:32