Основной материал 2
Наименование фрагмента
3.2. Богатство и глубина концепции романтизма в советском литературоведении.
<Разлад мечты и реальности> - типичная характеристика романтизма в советском
литературоведении. Однако, советские концепции романтизма безусловно не сводятся к
этой характеристике. Советскими литературоведами разработаны обоснованные, сложные
концепции романтического искусства, где рассматриваются различные его стороны.
Приведем в качестве подтверждения несколько цитат:
А. <Среди многообразных жанров романтической литературы выдающееся место
занимает лиро-эпическая, философско-символическая поэма, которая отличается
выражением гражданской позиции автора, накалом субъективных авторских чувств,
полемичностью. Структура поэмы становится все более свободной, тяготеющей к
универсальному охвату проблем эпохи. Поэтика романтиков складывалась в борьбе
против строгого стиля классицистов. Романтики выступили против резкого разделения
трагического и комического в искусстве, против строгих правил в отборе лексики, против
классицистических единств. Для романтического произведения характерна особая
эмоциональная атмосфера высоких чувств и страстей, искренность и непосредственность
эмоций, поэтика неожиданных сопоставлений, впечатление новизны и чуда, сближение
трагического и комического, парадоксальное сочетание разнородных деталей,
скрепленных единым лирическим чувством, свободная композиция>. (<История
английской литературы>. Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. М., <Высшая школа>, 1985)
Б. <Исследователи романтизма : любят приводить различные его определения:
Ограничимся только двумя, за которыми стоят две различные концепции. Первая
принадлежит Г. А. Гуковскому..: <Романтическая личность - это идея единственно
важного, ценного и реального, находимого романтиками только в интроспекции, в
индивидуальном самоощущении, в переживании своей души, как целого мира и всего
мира>:А вот перед нами другая концепция романтизма, принадлежащая столь же
авторитетному исследователю - н. Я. Берковскому..: <не надо забывать, что в романтизме
есть и томление по реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти
людям в руки:>
Итак, с одной стороны, романтизм как нечто субъективное (или по преимуществу
субъективное), личностное, сумеречное... С другой стороны, романтизм как в
значительной мере посюстороннее, если не <прозаическое> и не объективное, то
стремившееся к прозе и объективности, совмещающее противоположности, тяготеющее к
гармонии, заключающее в себе чуть ли не возрожденческую стихию: Как объяснить
столь решительное расхождение во взглядах? Прежде всего стоит заметить, что
Гуковский - преимущественно русист: Берковский - по преимуществу <западник>,
причем германист>. (Ю. В. Манн. Поэтика русского романтизма. М., 1976)
В. <В противовес <теории подражания>, характерной для предшествующий периодов
развития искусства, романтики прежде всего рассматривали искусство как творческую
деятельность, которая создает особую реальность, сочетающую воспроизведение сущего с
воплощением идеала>. (В. В. Ванслов. Эстетика романтизма. М., 1966)
Г. <Цель предлагаемой книги: - раскрыть внутреннюю логику романтического
движения, показать его эстетическое своеобразие. Сделать это мы сможем лишь в том
случае, если будем опираться не на общие слова о народности, самобытности и т.д., а на
вполне конкретные, осязаемые художественные элементы>. (Ю. В. Манн. Поэтика
русского романтизма. М., 1976)
Д. <Как и каждое художественное направление, романтизм имел свою творческую
программу. Г. Поспеловым высказана точка зрения, согласно которой творческая
программа:является определяющим признаком понятия направления. Хотя разные
художественные направления можно различать по их программам, но последние не
составляют их сущности. Направление - это явление самого искусства, а не только мысли
о нем. :Различать направление и его творческую программу, конечно, необходимо.
Общеизвестно, что к романтизму порой примыкали и разделяли его программу деятели,
которые по существу своего творчества были не романтиками, а художниками иного
типа>. (В. В. Ванслов. Эстетика романтизма. М., 1966)