Модуль 3.4. Экология и проблемы рационального природопользования
Термин «экология» (от греч. oikos – обиталище; logos – учение) ввел в научное обращение немецкий биолог-дарвинист Эрнст Геккель (1834–1919) в своем фундаментальном труде «Всеобщая морфология» (1866). По Геккелю, экология – это «общая наука об отношениях организма с окружающей средой».
По существу это определение является основой современных представлений об экологии как биологической науке. В современ¬ной трактовке экология — это наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Биологическая (или общая) экология изучает эти отношения в рамках растительного и жи¬вотного мира, а также микроорганизмов.
В 20—30-х гг. ХХ в. в американской урбанистике было сформулиро¬вано представление о социальной экологии (social ecology) и экологии человека (human ecology), которые в значительной степени были тождественными. В 1960–70-х гг. было введено понятие о глобальной экологии (global ecology), учитывающее современные тен¬денции взаимоотношения человека и окружающей его среды. Если экология человека ориентируется на изучение процессов взаимоотношений человека и окружающей его среды на индивидуально-локальном уровне, а глобальная экология – на общепланетарном уровне, то социальная экология стремится к выявлению и иссле¬дованию общих закономерностей взаимоотношений социума с окружающей природной и социокультурной средой, поиску путей их гармонизации.
Следовательно, за период чуть более столетия экология принци¬пиально расширила свой предмет: если первоначально предметом экологии было выявление природных закономерностей во взаимо¬отношениях между биологическими объектами и окружающей их сре¬дой, то на современном этапе — выявление социоприродных законо¬мерностей в системе «человек – общество – биосфера». А также процессов, протекающих в системе «человек – биосфера».
Наиболее острые экологические проблемы современности: увеличение концентрации угле¬кислого газа в атмосфере и тенденция к повышению среднестатистиче¬ской планетарной температуры; рост «озоновых дыр»; увеличение вы¬бросов в биосферу продуктов человеческой деятельности; быстрые тем¬пы исчезновения традиционных видов флоры и фауны; ухудшение ус¬ловий «качества жизни» человека.
Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение сверхкрупного метеорита. Озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает до 150 тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6% увеличивает число раковых заболеваний кожи. Жесткий ультрафиолет подавляет иммунную систему организма.
Запуск мощных ракет, ежедневные полеты реактивных самолетов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, массовое применения фреонов в технике, в быту – главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли.
Экологическая этика, её основные принципы.
Сейчас, когда бережное отношение к природе начи¬нает приобретать особенно большое значение для жизни людей и успешного развития общества, становится важ¬ной разработка эколого-этического аспекта морали как в области теории, так и в практическом поведении людей. Здесь нельзя полагаться на стихийное формирование та¬ких установок в поведении людей, как забота о земле, лесе, чистоте воздуха, растительном и животном мире. Требуется хорошо продуманная и организованная систе¬ма экологического воспитания людей с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни. Опыт показыва¬ет, что небрежное отношение к природе и ее благам ко¬ренится не в каких-то объективных обстоятельствах, как, например, недостатке средств, а в элементарном эколо¬гическом бескультурье, непонимании сложной взаимо¬связанности природных явлений и, в частности, того, что малые ущербы, наносимые природе, постепенно накапливаются из-за многократного их повторения и npиводят к резким качественным изменениям среды. Неведение относительно возможности таких качественных скачков и соответствующих отрицательных последствий таит в себе большую опасность.
Таким образом, экология, начав с изучения среды, окружающей живое, пришла к выделению такой специ¬фической области своего предмета, как природная среда общественной жизни, к социальной экологии. Задача социальной экологии — в целостном изучении природной среды, окружающей общество, и оптимальных форм взаимодействия с этой средой различных видов человечес¬кой деятельности. Важную роль в решении этой задачи играют разработка и практическое применение нормативного аспекта социальной экологии.
На экологическое состояние планеты, отдельного региона или государства оказывает всестороннее влияние не только общество в целом, но и каждый человек в отдельности. Планета принадлежит всем, и все мы должны в меру своих возможностей защищать ее от деградации.
По существу это определение является основой современных представлений об экологии как биологической науке. В современ¬ной трактовке экология — это наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Биологическая (или общая) экология изучает эти отношения в рамках растительного и жи¬вотного мира, а также микроорганизмов.
В 20—30-х гг. ХХ в. в американской урбанистике было сформулиро¬вано представление о социальной экологии (social ecology) и экологии человека (human ecology), которые в значительной степени были тождественными. В 1960–70-х гг. было введено понятие о глобальной экологии (global ecology), учитывающее современные тен¬денции взаимоотношения человека и окружающей его среды. Если экология человека ориентируется на изучение процессов взаимоотношений человека и окружающей его среды на индивидуально-локальном уровне, а глобальная экология – на общепланетарном уровне, то социальная экология стремится к выявлению и иссле¬дованию общих закономерностей взаимоотношений социума с окружающей природной и социокультурной средой, поиску путей их гармонизации.
Следовательно, за период чуть более столетия экология принци¬пиально расширила свой предмет: если первоначально предметом экологии было выявление природных закономерностей во взаимо¬отношениях между биологическими объектами и окружающей их сре¬дой, то на современном этапе — выявление социоприродных законо¬мерностей в системе «человек – общество – биосфера». А также процессов, протекающих в системе «человек – биосфера».
Наиболее острые экологические проблемы современности: увеличение концентрации угле¬кислого газа в атмосфере и тенденция к повышению среднестатистиче¬ской планетарной температуры; рост «озоновых дыр»; увеличение вы¬бросов в биосферу продуктов человеческой деятельности; быстрые тем¬пы исчезновения традиционных видов флоры и фауны; ухудшение ус¬ловий «качества жизни» человека.
Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение сверхкрупного метеорита. Озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает до 150 тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6% увеличивает число раковых заболеваний кожи. Жесткий ультрафиолет подавляет иммунную систему организма.
Запуск мощных ракет, ежедневные полеты реактивных самолетов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, массовое применения фреонов в технике, в быту – главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли.
Экологическая этика, её основные принципы.
Сейчас, когда бережное отношение к природе начи¬нает приобретать особенно большое значение для жизни людей и успешного развития общества, становится важ¬ной разработка эколого-этического аспекта морали как в области теории, так и в практическом поведении людей. Здесь нельзя полагаться на стихийное формирование та¬ких установок в поведении людей, как забота о земле, лесе, чистоте воздуха, растительном и животном мире. Требуется хорошо продуманная и организованная систе¬ма экологического воспитания людей с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни. Опыт показыва¬ет, что небрежное отношение к природе и ее благам ко¬ренится не в каких-то объективных обстоятельствах, как, например, недостатке средств, а в элементарном эколо¬гическом бескультурье, непонимании сложной взаимо¬связанности природных явлений и, в частности, того, что малые ущербы, наносимые природе, постепенно накапливаются из-за многократного их повторения и npиводят к резким качественным изменениям среды. Неведение относительно возможности таких качественных скачков и соответствующих отрицательных последствий таит в себе большую опасность.
Таким образом, экология, начав с изучения среды, окружающей живое, пришла к выделению такой специ¬фической области своего предмета, как природная среда общественной жизни, к социальной экологии. Задача социальной экологии — в целостном изучении природной среды, окружающей общество, и оптимальных форм взаимодействия с этой средой различных видов человечес¬кой деятельности. Важную роль в решении этой задачи играют разработка и практическое применение нормативного аспекта социальной экологии.
На экологическое состояние планеты, отдельного региона или государства оказывает всестороннее влияние не только общество в целом, но и каждый человек в отдельности. Планета принадлежит всем, и все мы должны в меру своих возможностей защищать ее от деградации.
Последнее изменение: четверг, 11 августа 2011, 12:32