Модуль 2.5. Естественнонаучные концепции ХIХ в.
Модуль 2.5. Естественнонаучные концепции ХIХ в.
Конец ХVIII – начало ХIХ в. – время бурного развития естествознания. Это эпоха противо-стояния двух теорий электричества: контактной и химической; формирования новых научных дисциплин, например, электродинамики, электрохимии, кристаллографии, минералогии, палео-нтологии.
В начале ХIХ в. развивается учение о земном магнетизме, возникает механистическая теория теплоты. В химии – это период господства атомизма и количественных исследований. В биологи-ческих науках продолжается систематизация видов растений и животных. Сюда проникают физи-ко-биологические и физико-химические методы исследования. Изучается физиология человека, животных и растений.
Главная особенность методологии той эпохи – ориентация на количественные принципы в исследовании природы в рамках разнообразных опытов и экспериментов. Однако эта исследова-тельская традиция механистического естествознания теперь приобретает не метафизический, а диалектический характер. Большой вклад в процесс диалектизации естественных наук ХIХ в. вне-сла немецкая классическая философия. Уже в трудах её родоначальника Иммануила Канта (1724–1804) можно увидеть применение диалектических принципов всеобщего развития (эволюцио-низм), историзма и системности в объяснении природных процессов. Ярким примером этого стала космологическая теория Канта, в которой он показывал диалектическое развитие Вселенной, ис-ходя из её внутренних материальных основ. Однако систематизация этой натурфилософской диа-лектики была осуществлена в трудах Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775–1854) и Геор-га Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). В истории новоевропейской науки Шеллинг одним из первых стал мыслить природу как одухотворённый и разумный в своей сущности организм. В своих трудах он развивает закон полярности, принцип единства и борьбы противоположностей внутри природных процессов, идею всеобщей взаимосвязи материального мира.
Основные особенности натурфилософии Шеллинга можно сформулировать в следующих положениях:
1. Универсальность идеи развития как основания для диалектической картины мира с её принципом восхождения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от низшего к высшему.
2. Обоснование органического единства и целостности природы, всеобщей логической взаи-мосвязи всех её явлений и процессов.
3. Стремление понять природу из неё самой, а не из абстрактных рассудочных схем.
Согласно Шеллингу, природа обладает следующими фундаментальными свойствами:
1) органицизм, взаимосвязь «всего со всем»;
2) материальность;
3) целостность;
4) полярность как воплощение диалектического принципа единства противоположностей.
Немецкий мыслитель проанализировал известные ему открытия в области магнетизма, галь-ванизма, животного электричества, оптики, гравитационной теории и пришел к выводу о духовной сущности физических, химических и биологических процессов. Лучшим подтверждением этого положения он считал сам факт существования законов природы как совершенно идеальных, логи-ческих первоначал природного бытия. Без этих идеальных законов окружающий нас материаль-ный мир просто превратился бы в хаос. В этом смысле природа – это инобытие духа, или, как по-этически называл её Шеллинг, «застывший интеллект».
Задачу философии естествознания он видел в том, чтобы проследить, как из природы на выс-шей ступени её развития возникает дух, который и является подлинной и сокровенной сущностью всех вещей.
Дальнейшее развитие этого диалектического положения характеризует натурфилософию Ге-геля, во многом опередившую свое время и заложившую философские основы для диалектики не-классического и постнеклассического естествознания ХХ в. Во 2-м томе своей «Энциклопедии философских наук» Гегелю удалось:
1) доказать необходимость объединения философии и естествознания на основе диалектиче-ской методологии;
2) осуществить теоретический синтез естественнонаучных дисциплин, рассмотренных в еди-ной системе;
3) проследить общую смысловую нить развития во всех сферах природной действительно-сти.
В области механики Гегель высказал идею о единстве материи, движения, пространства, вре-мени и энергии почти за 100 лет до появления соответствующей физической теории относитель-ности А. Эйнштейна. В физике он выявил диалектику таких важнейших категорий, как теплота, свет, звук, гравитация; в органике – общую логику растительной природы и животных организ-мов.
Будучи последовательным логиком и диалектиком Гегель показал ошибочность метафизиче-ского стиля мышления в естественнонаучных исследованиях. Благодаря этому он выявил внут-реннюю противоречивость природных процессов, которые, по его словам, есть лишь предпосылка для торжества Абсолютной идеи в её собственном, сверхприродном, бытии – Царстве Абсолютно-го духа.
Следует отметить, что для естествознания ХIХ в. – это время не только революционных тео-ретических, но и эмпирических открытий.
Впечатляющие успехи были достигнуты и в области геологии. Английский ученый Чарльз Лайель издает труд «Основы геологии», в котором анализирует процесс непрерывного изменения поверхности земной коры под влиянием естественных геологических факторов. Он – один из ос-новоположников актуалистического метода, согласно которому ключ к объяснению прошлого ле-жит в настоящем. Лайель считал, что Земля не изменяется в каком-то определенном направлении, а просто изменяется случайным способом. Кроме того, Лайель был противником теории катастроф Кювье, полагая, что она не объясняет причины самих катастроф и поэтому несостоятельна (фран-цузский ученый Жорж Кювье считал, что в истории Земли периодически случаются мировые ка-тастрофы, в результате которых гибнут животные и растения, а в новых условиях появляются их новые виды, однако он не выявлял естественные предпосылки и основания этих событий).
Жан-Батист Ламарк создал первую целостную концепцию эволюции природы. По его мне-нию, виды животных и растений постоянно изменяются под влиянием внешней среды и из-за сво-его стремления к самосовершенствованию. Приобретенные качества живых организмов становят-ся наследственными. Известно также, что Ламарк разработал первую систематическую классифи-кацию живых организмов.
В 1839 г. Томас Шлейден и Теодор Шванн создают теорию клетки, в которой доказывают, что клетки животных и растений имеют одинаковую структуру и являются универсальным прин-ципом развития любого организма. В силу этого все живые биологические организмы в своем раз-витии подчиняются общим законам.
В 40-е гг. ХIХ в. следуют открытия Юлиуса Майера, Джеймса Джоуля и Германа Гельм-гольца в области закона сохранения и превращения энергии, послужившего одним из физических оснований для диалектической концепции единства материального мира и взаимозависимости всех его явлений и процессов.
В 1859 г. Чарльз Дарвин издает свою знаменитую работу «Происхождение видов путем есте-ственного отбора», в которой излагает основы своей эволюционной теории. Он отмечает, что рас-тительные и животные организмы имеют собственный источник происхождения и являются ре-зультатом длительного развития. Они ведут начало из простых веществ, которые образовались из неживой природы. Дарвиновская теория прочно закрепила принципы борьбы за существование, наследственности и изменчивости и естественного отбора в системе научной биологии той эпохи. Однако у этой теории (особенно в её материалистической интерпретации) были свои противники. Известно, что Карл фон Бэр за 50 лет до открытия Дарвина в своей книге «Всеобщий закон приро-ды» уже сделал вывод, что данная гипотеза – тупиковая ветвь в развитии биологической науки. В отличие от Дарвина он считал, что вся история живой природы является историей победы духа над материей.
Примерно в это же время Фридрих Велер впервые произвел синтез органического вещества из элементов, а Джон Дальтон разработал свою теорию атома.
В 1865 г. была открыта формула бензола, а спустя всего 4 года русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев создал периодическую таблицу элементов.
Середина ХIХ в. – время зарождения генетики (её начало было положено опытами Г. Менде-ля) и открытия второго начала термодинамики немецким физиком Рудольфом Клаузисом. До это-го, в 1842 г. Юлиус Майер путем опытов вычислил механический эквивалент тепла и обосновал закон сохранения энергии. В 1864 г. Пьер Мартен изобрел печь для изготовления стали.
ХIХ в. – век «пара и железа». В это время были изобретены паровой двигатель, паровоз, же-лезная дорога, велосипед, буквопечатные устройства, проволочный телеграф.
Последняя четверть ХIХ в. ознаменовалась изобретением электрической лампы накаливания (Ладыгин), трансформатора (Яблочков), радио (Александр Степанович Попов), двигателя внутрен-него сгорания (Рудольф Дизель) и телефона (Александр Грейам Белл); открытием рентгеновских лучей (Конрад Вильгельм Рентген), феномена радиоактивности (Антуан Анри Беккерель), радия (Мари и Пьер Кюри), электрона (Джозеф Джон Томсон).
Теоретические и эмпирические открытия конца ХIХ в. показали ограниченность механисти-ческой картины мира и создали предпосылки к возникновению неклассической науки первой по-ловины. ХХ в.
Конец ХVIII – начало ХIХ в. – время бурного развития естествознания. Это эпоха противо-стояния двух теорий электричества: контактной и химической; формирования новых научных дисциплин, например, электродинамики, электрохимии, кристаллографии, минералогии, палео-нтологии.
В начале ХIХ в. развивается учение о земном магнетизме, возникает механистическая теория теплоты. В химии – это период господства атомизма и количественных исследований. В биологи-ческих науках продолжается систематизация видов растений и животных. Сюда проникают физи-ко-биологические и физико-химические методы исследования. Изучается физиология человека, животных и растений.
Главная особенность методологии той эпохи – ориентация на количественные принципы в исследовании природы в рамках разнообразных опытов и экспериментов. Однако эта исследова-тельская традиция механистического естествознания теперь приобретает не метафизический, а диалектический характер. Большой вклад в процесс диалектизации естественных наук ХIХ в. вне-сла немецкая классическая философия. Уже в трудах её родоначальника Иммануила Канта (1724–1804) можно увидеть применение диалектических принципов всеобщего развития (эволюцио-низм), историзма и системности в объяснении природных процессов. Ярким примером этого стала космологическая теория Канта, в которой он показывал диалектическое развитие Вселенной, ис-ходя из её внутренних материальных основ. Однако систематизация этой натурфилософской диа-лектики была осуществлена в трудах Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775–1854) и Геор-га Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). В истории новоевропейской науки Шеллинг одним из первых стал мыслить природу как одухотворённый и разумный в своей сущности организм. В своих трудах он развивает закон полярности, принцип единства и борьбы противоположностей внутри природных процессов, идею всеобщей взаимосвязи материального мира.
Основные особенности натурфилософии Шеллинга можно сформулировать в следующих положениях:
1. Универсальность идеи развития как основания для диалектической картины мира с её принципом восхождения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от низшего к высшему.
2. Обоснование органического единства и целостности природы, всеобщей логической взаи-мосвязи всех её явлений и процессов.
3. Стремление понять природу из неё самой, а не из абстрактных рассудочных схем.
Согласно Шеллингу, природа обладает следующими фундаментальными свойствами:
1) органицизм, взаимосвязь «всего со всем»;
2) материальность;
3) целостность;
4) полярность как воплощение диалектического принципа единства противоположностей.
Немецкий мыслитель проанализировал известные ему открытия в области магнетизма, галь-ванизма, животного электричества, оптики, гравитационной теории и пришел к выводу о духовной сущности физических, химических и биологических процессов. Лучшим подтверждением этого положения он считал сам факт существования законов природы как совершенно идеальных, логи-ческих первоначал природного бытия. Без этих идеальных законов окружающий нас материаль-ный мир просто превратился бы в хаос. В этом смысле природа – это инобытие духа, или, как по-этически называл её Шеллинг, «застывший интеллект».
Задачу философии естествознания он видел в том, чтобы проследить, как из природы на выс-шей ступени её развития возникает дух, который и является подлинной и сокровенной сущностью всех вещей.
Дальнейшее развитие этого диалектического положения характеризует натурфилософию Ге-геля, во многом опередившую свое время и заложившую философские основы для диалектики не-классического и постнеклассического естествознания ХХ в. Во 2-м томе своей «Энциклопедии философских наук» Гегелю удалось:
1) доказать необходимость объединения философии и естествознания на основе диалектиче-ской методологии;
2) осуществить теоретический синтез естественнонаучных дисциплин, рассмотренных в еди-ной системе;
3) проследить общую смысловую нить развития во всех сферах природной действительно-сти.
В области механики Гегель высказал идею о единстве материи, движения, пространства, вре-мени и энергии почти за 100 лет до появления соответствующей физической теории относитель-ности А. Эйнштейна. В физике он выявил диалектику таких важнейших категорий, как теплота, свет, звук, гравитация; в органике – общую логику растительной природы и животных организ-мов.
Будучи последовательным логиком и диалектиком Гегель показал ошибочность метафизиче-ского стиля мышления в естественнонаучных исследованиях. Благодаря этому он выявил внут-реннюю противоречивость природных процессов, которые, по его словам, есть лишь предпосылка для торжества Абсолютной идеи в её собственном, сверхприродном, бытии – Царстве Абсолютно-го духа.
Следует отметить, что для естествознания ХIХ в. – это время не только революционных тео-ретических, но и эмпирических открытий.
Впечатляющие успехи были достигнуты и в области геологии. Английский ученый Чарльз Лайель издает труд «Основы геологии», в котором анализирует процесс непрерывного изменения поверхности земной коры под влиянием естественных геологических факторов. Он – один из ос-новоположников актуалистического метода, согласно которому ключ к объяснению прошлого ле-жит в настоящем. Лайель считал, что Земля не изменяется в каком-то определенном направлении, а просто изменяется случайным способом. Кроме того, Лайель был противником теории катастроф Кювье, полагая, что она не объясняет причины самих катастроф и поэтому несостоятельна (фран-цузский ученый Жорж Кювье считал, что в истории Земли периодически случаются мировые ка-тастрофы, в результате которых гибнут животные и растения, а в новых условиях появляются их новые виды, однако он не выявлял естественные предпосылки и основания этих событий).
Жан-Батист Ламарк создал первую целостную концепцию эволюции природы. По его мне-нию, виды животных и растений постоянно изменяются под влиянием внешней среды и из-за сво-его стремления к самосовершенствованию. Приобретенные качества живых организмов становят-ся наследственными. Известно также, что Ламарк разработал первую систематическую классифи-кацию живых организмов.
В 1839 г. Томас Шлейден и Теодор Шванн создают теорию клетки, в которой доказывают, что клетки животных и растений имеют одинаковую структуру и являются универсальным прин-ципом развития любого организма. В силу этого все живые биологические организмы в своем раз-витии подчиняются общим законам.
В 40-е гг. ХIХ в. следуют открытия Юлиуса Майера, Джеймса Джоуля и Германа Гельм-гольца в области закона сохранения и превращения энергии, послужившего одним из физических оснований для диалектической концепции единства материального мира и взаимозависимости всех его явлений и процессов.
В 1859 г. Чарльз Дарвин издает свою знаменитую работу «Происхождение видов путем есте-ственного отбора», в которой излагает основы своей эволюционной теории. Он отмечает, что рас-тительные и животные организмы имеют собственный источник происхождения и являются ре-зультатом длительного развития. Они ведут начало из простых веществ, которые образовались из неживой природы. Дарвиновская теория прочно закрепила принципы борьбы за существование, наследственности и изменчивости и естественного отбора в системе научной биологии той эпохи. Однако у этой теории (особенно в её материалистической интерпретации) были свои противники. Известно, что Карл фон Бэр за 50 лет до открытия Дарвина в своей книге «Всеобщий закон приро-ды» уже сделал вывод, что данная гипотеза – тупиковая ветвь в развитии биологической науки. В отличие от Дарвина он считал, что вся история живой природы является историей победы духа над материей.
Примерно в это же время Фридрих Велер впервые произвел синтез органического вещества из элементов, а Джон Дальтон разработал свою теорию атома.
В 1865 г. была открыта формула бензола, а спустя всего 4 года русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев создал периодическую таблицу элементов.
Середина ХIХ в. – время зарождения генетики (её начало было положено опытами Г. Менде-ля) и открытия второго начала термодинамики немецким физиком Рудольфом Клаузисом. До это-го, в 1842 г. Юлиус Майер путем опытов вычислил механический эквивалент тепла и обосновал закон сохранения энергии. В 1864 г. Пьер Мартен изобрел печь для изготовления стали.
ХIХ в. – век «пара и железа». В это время были изобретены паровой двигатель, паровоз, же-лезная дорога, велосипед, буквопечатные устройства, проволочный телеграф.
Последняя четверть ХIХ в. ознаменовалась изобретением электрической лампы накаливания (Ладыгин), трансформатора (Яблочков), радио (Александр Степанович Попов), двигателя внутрен-него сгорания (Рудольф Дизель) и телефона (Александр Грейам Белл); открытием рентгеновских лучей (Конрад Вильгельм Рентген), феномена радиоактивности (Антуан Анри Беккерель), радия (Мари и Пьер Кюри), электрона (Джозеф Джон Томсон).
Теоретические и эмпирические открытия конца ХIХ в. показали ограниченность механисти-ческой картины мира и создали предпосылки к возникновению неклассической науки первой по-ловины. ХХ в.
Последнее изменение: четверг, 11 августа 2011, 12:32