МОДУЛЬ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
5.1. Место комплекса электронной поддержки в комплекте учебно-методических мате-риалов по данной дисциплине.
Комплекс электронной поддержки является важной учебно-методической частью общеобра-зовательной дисциплины «Концепции современного естествознания», которая читается авторским коллективом на всех отделениях, факультета управления и психологии, факультета РГФ, филиалах КубГУ в г. Геленджике, Горячем Ключе, Кореновске, Кропоткине и ст. Ленинградской. В рамках смешанного (очно-дистанционного) проекта он органически дополняет лекции и семинары, а так-же текущую аттестацию студентов.
Практика преподавания курса «Концепции современного естествознания» показывает, что оптимальный вариант чтения лекций и проведения семинаров связан с ориентацией студентов на мировоззренческие и теоретико-методологические аспекты естественных наук. Правомерность такого рода подхода обусловлена вполне объективной потребностью студентов–гуманитариев в концептуальном (а не в историко-фактологическом) восприятии естествознания, стремлением использовать его идеи в самых разнообразных сферах теоретической и практической деятельно-сти. В противном случае, знание естественнонаучных теорий, формул и фактов останется для них мертвым грузом, не допускающим творческого развития и профессионального применения.
Указанные методологические положения полностью соответствуют принципам государст-венного образовательного стандарта для специальности «философия» и составляют основу пред-лагаемой учебной программы.
5.2. Предполагаемый режим использования (соотношение форм дистанционной, ауди-торной работы, самостоятельной работы студентов).
Режим использования – смешанный. Предполагается предварительное ознакомление студен-тов с электронным вариантом лекционного курса, электронными первоисточниками по основным модулям учебной дисциплины, вопросами семинарских занятий, библиографическими списками основной учебной и дополнительной литературы.
5.3. Краткое описание комплекса электронной поддержки или курса дистанционного обучения.
5.3.1. Перечень модулей (основных блоков тем)
1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие науки и научной методологии
1.2. Предмет и задачи естествознания
1.3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
2.1. Естественнонаучные концепции Античности
2.2. Естествознание эпохи Средневековья
2.3. Естествознание эпохи Возрождения
2.4. Формирование классического естествознания Нового времени
2.5. Естественнонаучные концепции ХIХ в.
2.6. Революция в естествознании на рубеже ХIХ-ХХ вв.
3. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ в.
3.1. Формирование парадигмы неклассического естествознания. Релятивистская и квантовая концепции
3.2. Основные космологические концепции ХХ в.
3.3. Постнеклассическое естествознание 2–пол. ХХ в. Теории самоорганизации и синергети-ки
3.4. Теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского
3.5. Теория трансперсонального сознания
3.6. Экология и проблемы рационального природопользования
3.7. Основные этапы развития генетики
3.8. Программа «Геном человека»
3.9. Человек: здоровье и работоспособность
3.10. Актуальные проблемы биоэтики
3.11. Перспективы развития человечества. Формирование интегральной культуры и цивили-зации
3.12. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития
3.13. Концептуально-методологические особенности естествознания конца ХХ в.
.
5.3.2. Полная характеристика ОДНОГО модуля
МОДУЛЬ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Перечень тем и их краткое содержание
Тема 1.1. Понятие науки и научной методологии
Рациональная форма знания впервые появляется в рамках науки о всеобщем – философии, противопоставившей чувствам и представлениям донаучных форм знания, логическую стихию Духа, т.е. понятие. Гегель по этому поводу справедливо отмечал: «Дух, который знает себя в та-ком развитии как духа, есть наука». Именно она, согласно немецкому мыслителю, и является высшей и истинной формой абсолютного.
Прогресс рациональности привел к появлению науки в современном (интегральном) смысле этого слова как органического триединства а) системы рациональных теоретических и эмпириче-ских знаний о природе, обществе и человеке (наука как дифференцированная система логических, естественных, социальных, гуманитарных и технических знаний); б) абсолютной формы Духа (наука как философия, т.е. как абсолютное знание); в) социального института, осуществляющего разработку и ретрансляцию знаний в рамках соответствующих социальных институтов, учрежде-ний и организаций (наука как важнейший институт духовной и материально-технической жизни общества).
Такого рода целостный образ науки впервые появляется в ХVII–ХVIII вв. благодаря, с одной стороны, достижениям новоевропейской философии (Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.), с другой – модернизации европейской цивилизации на уровне её политических (создание системы конститу-ционно-правового государства) и экономических (появление капитализма) ценностей.
Действительно, именно философия Нового времени резко пересмотрела вопросы о специфи-ке научного знания, о задачах научно-познавательной деятельности и её методах, о месте и роли науки в жизни человека и общества.
В духовной жизни новоевропейского общества стала утверждаться новая мировоззренческая установка, которая не только привела к появлению науки как самостоятельного социального ин-ститута, но и породила систему европейского сциентизма, а вместе с ним и культуру техногенной цивилизации современности.
Современное научное знание – это постоянно развивающаяся система, обладающая собст-венной структурой.
В соответствии с классификацией науки как взаимодействия субъекта и объекта познания можно выделить 4 базовых компонента структуры научного знания: субъект и объект науки, ме-тодология научного познания, специфический язык науки (терминологический и категориальный аппарат исследования).
В качестве субъекта науки могут выступать отдельный ученый, профессиональное научное сообщество и т.д. Именно субъект «делает науку», создает и воспроизводит то новое знание, кото-рое и является движущей силой научно-технического прогресса.
Объект – это предметная область исследования, т.е. то, что непосредственно изучает данная научная дисциплина. В специальном смысле слова предмет обозначает определенную целост-ность, вычлененную (абстрагированную) из объекта в процессе научно-познавательной деятель-ности. С гносеологической точки зрения различие предмета и объекта заключается в том, что в предмет входят лишь наиболее существенные принципы и качества исследуемого объекта.
Методология также является необходимым элементом структуры научного знания, благода-ря которому определяется система организации познавательного процесса, уточняется его «гно-сеологический инструментарий».
Наконец, язык науки представляет собой целостную систему знаков, символов, терминов, математических уравнений и т.п., на основе которой непосредственно осуществляется научное ис-следование в той или иной отрасли знания. Это не только средство научной коммуникации внутри научного сообщества, но и единственно возможное орудие общения между субъектом и объектом самой науки.
Определение смысловой структуры современного научного знания невозможно без выясне-ния понятия и структуры научной методологии.
Метод (от греч. methodos – путь, ведущий к цели) – необходимый «гносеологический инст-румент» научного познания. Его основная функция – организация и логическое регулирование по-знавательного процесса, обеспечение истинности и объективности наших знаний. В этом логико-регулятивном качестве метод представляет собой совокупность определенных логических правил, принципов, норм и требований, предъявляемых к познавательной деятельности в той или иной от-расли научного знания. Метод дисциплинирует научно-исследовательскую деятельность, делает её наиболее эффективной и рациональной.
Методология – это общая теория метода, впервые сформировавшаяся в рамках философско-го знания в трудах Бэкона, Декарта, Канта, Гегеля и других мыслителей. Она связана с логикой и гносеологией. Логика изучает формальные и статические структуры мысли и знания, гносеология исследует не только формы и методы познания, но и проблемы природы нашего знания, взаимо-действие знания и действительности, субъекта и объекта познавательного процесса, критерии его истинности и т.д. Именно поэтому можно говорить не только об органической взаимосвязи, но и об относительной самостоятельности этих наук, каждая из которых по-своему взаимодополняет остальные, диалектически переходит в них, не теряя своей предметной определенности.
Следует отметить, что метод тесно взаимосвязан с теорией. Теория и метод имеют общий логический источник и во многом взаимодополняют друг друга. Теория объясняет предмет и пре-образуется в метод путем логической разработки входящих в неё познавательных правил и прин-ципов. Метод, в свою очередь, диалектически переходит в теорию и систему, используется для уг-лубления теоретического и эмпирического знания. В этом смысле метод – это теория, системати-чески применяемая в практике научно-исследовательской работы, т.е. «теория в действии».
Каждый научный метод детерминирован своим предметом, т.е. той сферой исследуемой ре-альности, по отношению к которой он применяется, на которую он направлен. Он есть система её смыслового саморазвития. Вне исследуемого предмета метод – всего лишь абстракция, роль кото-рой нельзя преувеличивать. Он не может существовать «сам по себе», изолированно от исследуе-мой им действительности, а, напротив, составляет её неотъемлемую смысловую часть. Поэтому метод нельзя рассматривать как некую «универсальную гносеологическую отмычку» ко всему и вся, как абстрактный набор рецептов и предписаний, при помощи которых можно будет решить любую научную проблему, все зависимости от специфики её предмета и содержания. Каждому предмету соответствует своя методологическая система.
Метод немыслим без самого субъекта познания, т.е. конкретного человека как выразителя социокультурных ценностей своей эпохи. Включенность субъекта в смысловую стихию метода определяет творческий характер познавательного процесса, требующего от исследователя таких качеств, как гибкость и быстрота ума, способность к критическому анализу, интуиции, воображе-нию и т.д.
В современной науке выделяют 5 основных уровней методологии:
1) философские методы (например, диалектика, метафизика, позитивизм, герменевтика, ин-туитивизм);
2) общенаучные методы (дедукция, индукция, классификация, типологизация, моделирова-ние и т.д.);
3) частнонаучные методы – совокупность теоретико-познавательных форм, выражающих предметную специфику определенной науки (например, биографический метод в социологии);
4) методы эмпирического исследования (методы генной инженерии в генетике, палеографи-ческий метод в истории, анкетирование в социологии и т.п.);
5) методы междисциплинарного исследования – система современных интегративных мето-дов (например, математическое моделирование, статистический и сравнительно-исторический ме-тоды в гуманитарных науках и др.), используемая на стыках различных научных дисциплин; роль этого уровня методологии постоянно возрастает на современном этапе развития науки в рамках интегральной научной картины мира.
Указанные компоненты имеют целостный, системный характер, и потому сегодня любой ученый должен быть готов к тому, чтобы органично сочетать в своем исследовании, в зависимости от цели и задач работы, все уровни методологической рефлексии.
Особого внимания заслуживает вопрос о периодизации исторического развития науки. Наука как целостный и относительно самостоятельный социокультурный феномен возникает в Новое время. Вплоть до ХVII в. существовала «преднаука», которая имела преимущественно философ-ский, чисто умозрительный характер и потому ещё не могла претендовать на роль целостного (т.е. теоретико-эмпирического) постижения действительности. Современные исследователи называют этот большой этап предысторией классической науки и обозначают его термином «доклассиче-ская наука».
Собственная же история науки делится, по их мнению, три основных этапа: а) классический (ХVII–ХIХ вв.), б) неклассический (1-я половина ХХ в.), в) постнеклассический, или интеграль-ный (2-я половина ХХ в.).
Большое значение имеет и проблема объяснения развития науки. Она до сих пор имеет весь-ма дискуссионный характер, вызывает немало споров у историков науки, что выражается в нали-чии целого ряда порой прямо противоположных друг другу теорий.
1. Кумулятивистская теория (Аристотель, Гегель, Дюгем). Согласно этой теории историче-ское развитие науки – это механистический процесс последовательного накопления, приращения новых знаний, подобный строительству кирпичной стены. Аристотель и Гегель считали, что наука не развивается, а только растет. Французский ученый П. Дюгем отмечал, что наука никогда не знала революций и истоки любого открытия можно найти в прошлом.
2. Эволюционная теория К. Поппера. Согласно ей рост научного знания – это органический процесс выдвижения принципиально новых, неожиданных гипотез и наиболее оптимальных тео-рий (отвечающих таким объективным критериям, как логическая простота, верифицируемость, эвристичность, способность выдержать «огонь критики», конкурентоспособность, исследователь-ская эффективность и др.) и реализации их опровержений (принцип фальсифицируемости), в ре-зультате чего успешно решаются поставленные ранее научные проблемы. Поппер рассматривал историческое развитие науки как определенный частный момент общемировых эволюционных процессов в природе, обществе и человеке.
3. Революционная (парадигмальная) теория Т. Куна. Американский теоретик и историк нау-ки Томас Кун в своей известной книге «Структура научных революций» (1962) выдвинул принци-пиально иную точку зрения, согласно которой процесс развития науки – это поочередная смена эволюционных (время «нормальной науки») и революционных периодов. Последние характери-зуются ломкой старых и появлением новых научных парадигм. Понятие парадигмы (от греч. paradeigma – образец) – центральное в учении Куна. В самом общем смысле оно обозначает логи-ко-концептуальную схему, принятую научным сообществом и обеспечивающую преемственность и функционирование определенной научно-исследовательской традиции. По словам Куна, это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Конкретными примерами такого рода парадигм, которые, по мнению Куна, сыграли в свое время революционную роль, так как «опро-вергли» предыдущие знания, можно считать птолемеевскую картину мира, механику Ньютона, релятивистскую концепцию, квантовую механику и др.
Структура парадигмального процесса развития науки включает, согласно Куну, следующие этапы: 1) утверждение определенной научной парадигмы; 2) период «нормальной науки»; 3) рево-люционный период, кризис господствующей парадигмы и формирование предпосылок новой; 4) утверждение новой парадигмы и переход к периоду «нормальной науки».
Таким образом, суть историко-научного процесса заключается в переходе от одной парадиг-мы к другой через научную революцию, после которой временно наступает стабильный этап «нормальной науки», потом всё повторяется вновь и т.д.
4. Диалектико-материалистическая теория. Она во многом дополняет и развивает парадиг-мальный подход, преодолевает присущий ему дуализм эволюционного и революционного перио-дов развития науки. Согласно данному направлению, между «нормальной» и «новой» наукой нет непроходимого барьера. Предпосылки новой науки вызревают в лоне предыдущей, появление ко-торой является результатом диалектического «снятия» противоречий предшествующей парадигмы и возведения её наиболее актуальных и рациональных идей на качественно новый уровень. При этом «старое знание» не опровергается (как полагал Кун), а в «снятом» виде поднимается на но-вую ступень научного прогресса, обеспечивая, таким образом, и творческую инновацию, и преем-ственность научной традиции.
Тема 1.2. Предмет и задачи естествознания
Естествознание – это универсальная система наук о природе как материальной составляю-щей мира. Категория природы (от греч. physis, от phyein – возникнуть, быть рожденным) впервые возникла в древнегреческой философии, где она приобрела несколько основных значений: а) по-рождающее начало всех вещей, космоса в целом; б) сущность вещей; в) внутреннее строение, структура вещей; г) принцип движения и развития вещей и одновременно результат этого разви-тия.
В дальнейшем под природой стали понимать: а) всё сущее, весь окружающий нас матери-альный мир в его бесконечном многообразии (широкий смысл); б) естественную среду обитания человека, например, биосферу, географическую среду, вещество, различные формы энергии и т.д.; в) искусственную среду обитания человека, так называемую «вторую природу» – совокупность вещей (строения, техника, водохранилища и т.п.), созданных в процессе материально-технического производства.
Обобщая все эти определения, можно сделать вывод о том, что предметом естествознания выступает весь окружающий нас материальный мир, т.е. вещественная составляющая человече-ского и вселенского бытия. Центральное место в этом определении занимает категория материи как чувственная, «инобытийная» (Гегель) форма Идеи, или Духа. По сути, естествознание иссле-дует материю во всех её физических, химических и биологических видах, изучает уровни её органи-зации и формы движения.
Основные задачи естествознания:
1) определение смысла явлений природы, изучение их законов на основе соответствующих теоретических и эмпирических методов исследования;
2) научное прогнозирование, предвидение новых природных явлений и процессов;
3) применение в практической деятельности изученных законов природы;
4) разработка и постоянное совершенствование методологии естественнонаучного познания.
Как было сказано ранее, современное естествознание всё более интегрируется с философ-скими и социально-гуманитарными науками, стремится к построению интегральной научной кар-тины мира. Для того чтобы определить перспективы её дальнейшего развития, необходимо пред-варительно рассмотреть проблему соотношения естественнонаучной и гуманитарной культуры, что мы и попытаемся сделать.
Тема 1.3. Естественнонаучная и гуманитарная культура
Известно, что существуют немалые различия между естественнонаучным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстракт-ное; гума¬нитарное познание – на специальное, конкретное и уникальное, не¬повторимое. Цель ес-тествознания – описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные ха¬рактеристики объекта. Цель гуманитарных наук – прежде всего понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного пережи-вания, толкования и содержания объекта познания.
Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало влияние на развитие гу-манитарных наук (через методологические установки, общемировоззренческие представления, об-разы, идеи и др.). Особенно значительно это воздействие в век современной научно-технической революции. Естественнонаучные методы познания все в большей мере используются в общест-венных и гумани¬тарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов и др. Широко применяются естественнонаучные ме-тоды и принципы в психологии. Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества.
Дифференциация и интеграция наук
Характеризуя суть поставленной проблемы, следует отметить, что в процессе развития чело-веческого познания наука все больше дифференцируется на отдельные отрасли, изучающие част-ные вопросы многогранной действительности. С другой стороны, наука вырабатывает единую картину мира, отражающую общие закономерности его развития, что приводит к более широкому синтезу наук, т. е. ко все более углубленному познанию природы.
Единство мира лежит в основе единства наук, к которому, в конечном счете, направлено раз-витие знания на каждом отдельном витке человеческого познания. Путь к единству наук лежит через интеграцию её отдельных отраслей, что предполагает интеграцию различных тео¬рий и мето-дов исследования.
Таким образом, в процессе развития современных наук процессы дифференциации перепле-таются с процессами интеграции наук: физика подразделяется на механику, а та в свою очередь – на кинематику, динамику и статику, молекулярную, атомную, ядерную физику, термодинамику, электричество, магнетизм, оптику и т. д.; медицин¬ские институты готовят врачей самых разных специальностей: терапевтов, хирургов, психиатров, кардиологов, и т д., спектр специализаций очень широк, но любой выпускник медицинского вуза – врач.
Дифференциация научного знания на отдельные об¬ласти побуждает выявлять необходимые связи между ними. Возникает много пограничных наук, например, на границе между физикой и химией возникли новые отрасли науки: физхимия и химфизика, на границе между биологией и химией – биохимия, биологией и физикой – биофизика. Отдельные области биологии и физи¬ологии перекрещиваются с физиологией высшей нервной деятельности. А. Эйнштейн в свое время объединил в теории относительности положения неэвклидовой геометрии и механики. На границе между психологией и языкознанием была создана теория коммуникации, взяв¬шая за основу тео-рию информации. Пересечение логики с математикой способствовало созданию математической логики, на основе языкознания и логики появилась новая наука — семиотика и т.д. Перечисленное характеризует высокую степень синтеза между на¬уками.
Эта тенденция в развитии научного знания трансформируется в постановку комплексных проблем, повсеместное распространение комплексных исследований, поиск путей синтеза методов познания окружающего мира. Но так как сами методы в качестве своих предельных теоретических оснований имеют принципы познания, задача сводится к выявлению объективной основы – ин¬теграции принципов, которая с неизбежностью ведет к новым формам их синтеза. В силу единства науки интеграция принципов в одной из ее областей обязательно связана с интеграцией в другой.
Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки – диалектическое единст-во дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образова-нием интегрирующих отраслей науки (ки¬бернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаим¬ным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качествен-ное своеобра¬зие каждой конкретной науки.
Раздел между «двумя куль¬турами» постепенно утрачивает былую историческую жесткость. Возникает потребность в так называемой «третьей культуре», т.е. социокультурной целостности, образу¬ющейся в процессе преодоления «разрыва» между различными сфе¬рами современного на-учного знания, а также искусства, выход на такой уровень социокультурного развития цивилиза-ции, при котором выявляется единство и взаимосвязь естествознания, техникознания и человекоз-нания.
Таким образом, не конфронтация раз¬личных «культур в науке», а их тесное единство, взаи-модействие, взаимопроникновение – закономерная тенденция совре¬менного научного познания. Характерным примером такого взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания вы-ступает создание новейшей теории самооргани¬зации – синергетики.
Перечень основных понятий (словарь)
Наука, естественнонаучная картина мира, парадигма, концепция, теория, система, метод, ме-тодология, НТР, бифуркация, синергетика, типы научной рациональности, нелинейность, диссипа-тивные структуры, корпускулярно-волновой дуализм, континуальность, неопределенность, допол-нительность, время, пространство, энергия, материя, движение, структура, Вселенная, фундамен-тальная и прикладная наука.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ
Семинар 1. Наука как социокультурный феномен
1. Понятие науки. Специфические особенности научного познания.
2. Периодизация развития науки. Классификация научных дисциплин.
3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
4. Методология научного познания. Эмпирические и теоретические методы; общенаучные и частнонаучные методы, междисциплинарные методы исследования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. С.174–181.
Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов–н/Д., 1999. С.5–59.
Лось В.А. Основы современного естествознания. М., 2000. С.7–43.
Дополнительная:
Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. 1990. №1.
Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород, 1996.
Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.
Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. №4. С.135–154.
Наука в России: состояние, трудности, перспективы // Вопросы философии. 1994. №10.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Стёпин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
Федотова В.Г. Методология истории сегодня // Новая и новейшая история. 1996. №6.
Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в ХХ веке // Вопросы философии. 1995. №7.
Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Там же.
Семинар 2. Предмет и основные закономерности
развития естествознания
1. Предмет и задачи естествознания. Основные закономерности развития естественных наук.
2. Социальные функции естествознания.
3. Понятие естественнонаучной картины мира. Эволюция картины мира.
4. Дифференциация и интеграция наук.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. С.18–36.
Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов–н/Д., 1999. С.301–322.
Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1967. С.11–83.
Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. М., 1985. С.3–36; 169–183.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций для студентов вузов. Ростов–н/Д., 2000. С.6–21.
Дополнительная:
Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи дом свой на песке» // Вопросы философии. 1995. №12.
Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. Ростов–н/Д., 1972.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.
Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания – фундаментальные черты научного метода // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.
Моисеев Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. №2.
Ортега–и–Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. №10.
Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии. 1995. №11.
Философия современного естествознания: Уч. Пособ. Для вузов / Под.общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2004.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и самоконтроля
1. Естествознание как феномен мировой культуры.
2. Основные методологические концепции развития современного естествознания.
3. Этические проблемы естествознания.
4. Характерные черты науки как отрасли духовной культуры и социального института.
5. Эволюция понятия науки в истории философской и естественнонаучной мысли
6. Сущность и основные особенности научных революций.
7. Проблема соотношения естественнонаучной и гуманитарной культуры.
8. Интеграционные процессы в современной науке.
9. Компьютеризация научного знания как социокультурный феномен.
10. Перспективы естественнонаучного познания.
11. Роль математики в современном естествознании.
12. Проблема метода в истории науки.
13. Методологические основы современной науки.
14. Основные научно-методологические системы и их развитие в современном естествознании.
15. Эволюция естественнонаучной картины мира.
16. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.
17. Проблема соотношения науки и религии.
18. Основные особенности философии естествознания.
Перечень источников, электронных ресурсов по теме, которые доступны в Интернете
Электронные тексты библиотеки сервера философского факультета МГУ. Режим доступа в Internet: http: // library.philos.msu.ru;
Электронные тексты библиотеки сервера Института философии РАН. Режим доступа в Internet: http: // www.philosophy.ru;
Электронные тексты философской библиотеки. Режим доступа в Internet: http://ihtik.lib.ru;
Электронные тексты философской библиотеки. Режим доступа в Internet: http://filosof.historic.ru
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Альтернативу «двух культур» – научно-технической и художественно-гуманитарной сформулировал –
1) К. Ясперс
2) Ч. Сноу
3) К. Поппер
4) М. Хайдеггер
2. Естествознание – это…
1) совокупность наук о природе
2) «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М.М. Ковалевский)
3) наука о растениях, изучающих закономерности их внешнего и внутреннего строения
4) наука о составе, строении, истории развития земной коры и более глубоких недр Земли
3. Парадигма – это…
1) система обобщенных взглядов на мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе
2) целостная научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе
3) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов
4) определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения
4. Наиболее отчетливо различие между естественнонаучной и гуманитарной культурами выражается…
1) в истолковании их подхода к основным функциям науки (объяснение, понимание и предсказание явлений)
2) в отношении к методам исследования
3) в отношении к природе
4) в отношении к знанию
5. В прошлом было широко распространено мнение, что развитие науки происходит путём постепенного, непрерывного накопления всё новых и новых научных истин. Такой взгляд называется…
1) сциентизмом
2) кумулятивизмом
3) антисциентизмом
4) интеграцией
6. Научная теория – это…
1) способ изучения реальной действительности
2) знания, опирающиеся на определенную научную форму и содержащее методы объяснения и предсказания некоторой предметной области
3) основная форма знания
4) система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем
7. Человек представляется как исключительно природное существо, которое целиком объясняется действием природных закономерностей и не требует в своём объяснении ничего сверхъестественного, в рамках теории…
1) креационизма
2) эволюционизма
3) панспермии
4) самопроизвольного зарождения
8. Интенсивная медицина, трансплантация органов искусственного оплодотворения, генная технология – все эти новые явления требуют глубокого осмысления и обоснования с точки зрения определения границ возможного и должного в практической медицине. Этим занимается…
1) бионика
2) эргономика
3) биоэтика
4) синергетика
9. Совокупность социоприродных противоречий, затрагивающих интересы всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации, – это…
1) актуальные проблемы биоэтики
2) глобальные проблемы
3) экологические проблемы
4) социально-экономические проблемы
10. Антропогенез – это…
1) наиболее полное, всестороннее учение о развитии человека
2) понятие, характеризующее мировоззрение, в центре которого стоит проблема бытия человека
3) учение о строении мироздания и солнечной системы
4) процесс естественно–исторического возникновения, становления и развития человека как вида
11. Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский писал:…
1) «человеку придется сознательно принять на себя ответственность за развитие биосферы»
2) «человеку придется искать новые экологически чистые источники энергии»
3) «человеку придется восстанавливать природно-восстановительные отрасли (лесное, рыбное хозяйство и т.д.)»
4) «человеку придется ввести жесткую экономию ресурсов»
12. Ноосфера в понимании В.И. Вернадского – это…
1) нижняя часть атмосферы
2) сфера обитания всех живых существ
3) поверхность планеты
4) сфера обитания человека, управляемая разумом
13. Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества…
1) от решения которых зависит последующий путь развития цивилизации
2) связанных с экологическим кризисом
3) от решения которых зависит существование цивилизации
4) связанных с деятельностью человека
14. Создателем учения о биосфере и её эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и преобразовании современной биосферы в ноосферу был…
1) А. Тойнби
2) В.И. Вернадский
3) Дж. Гэйлбрейт
4) А. Чижевский
15. Выберите понятие, относящееся к данному определению: «Скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству»:
1) Научно-техническая революция
2) Научно-технический прогресс
3) индустриализация
4) промышленный переворот
16. Человека от животного отличает…
1) способность к общению (обмену информацией с себе подобными)
2) способность к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшему в опасную ситуацию)
3) способность к подражанию (усвоению форм поведения)
4) способность к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда)
17. Природа – это…
1) все явления, события, процессы в природе
2) географическая среда
3) окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений
4) среда обитания человека
18. Природа для человека есть…
1) часть Вселенной
2) средство удовлетворения его потребностей
3) близость со всем живым и сущим
4) целостное единство
Комплекс электронной поддержки является важной учебно-методической частью общеобра-зовательной дисциплины «Концепции современного естествознания», которая читается авторским коллективом на всех отделениях, факультета управления и психологии, факультета РГФ, филиалах КубГУ в г. Геленджике, Горячем Ключе, Кореновске, Кропоткине и ст. Ленинградской. В рамках смешанного (очно-дистанционного) проекта он органически дополняет лекции и семинары, а так-же текущую аттестацию студентов.
Практика преподавания курса «Концепции современного естествознания» показывает, что оптимальный вариант чтения лекций и проведения семинаров связан с ориентацией студентов на мировоззренческие и теоретико-методологические аспекты естественных наук. Правомерность такого рода подхода обусловлена вполне объективной потребностью студентов–гуманитариев в концептуальном (а не в историко-фактологическом) восприятии естествознания, стремлением использовать его идеи в самых разнообразных сферах теоретической и практической деятельно-сти. В противном случае, знание естественнонаучных теорий, формул и фактов останется для них мертвым грузом, не допускающим творческого развития и профессионального применения.
Указанные методологические положения полностью соответствуют принципам государст-венного образовательного стандарта для специальности «философия» и составляют основу пред-лагаемой учебной программы.
5.2. Предполагаемый режим использования (соотношение форм дистанционной, ауди-торной работы, самостоятельной работы студентов).
Режим использования – смешанный. Предполагается предварительное ознакомление студен-тов с электронным вариантом лекционного курса, электронными первоисточниками по основным модулям учебной дисциплины, вопросами семинарских занятий, библиографическими списками основной учебной и дополнительной литературы.
5.3. Краткое описание комплекса электронной поддержки или курса дистанционного обучения.
5.3.1. Перечень модулей (основных блоков тем)
1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие науки и научной методологии
1.2. Предмет и задачи естествознания
1.3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
2.1. Естественнонаучные концепции Античности
2.2. Естествознание эпохи Средневековья
2.3. Естествознание эпохи Возрождения
2.4. Формирование классического естествознания Нового времени
2.5. Естественнонаучные концепции ХIХ в.
2.6. Революция в естествознании на рубеже ХIХ-ХХ вв.
3. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ в.
3.1. Формирование парадигмы неклассического естествознания. Релятивистская и квантовая концепции
3.2. Основные космологические концепции ХХ в.
3.3. Постнеклассическое естествознание 2–пол. ХХ в. Теории самоорганизации и синергети-ки
3.4. Теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского
3.5. Теория трансперсонального сознания
3.6. Экология и проблемы рационального природопользования
3.7. Основные этапы развития генетики
3.8. Программа «Геном человека»
3.9. Человек: здоровье и работоспособность
3.10. Актуальные проблемы биоэтики
3.11. Перспективы развития человечества. Формирование интегральной культуры и цивили-зации
3.12. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития
3.13. Концептуально-методологические особенности естествознания конца ХХ в.
.
5.3.2. Полная характеристика ОДНОГО модуля
МОДУЛЬ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Перечень тем и их краткое содержание
Тема 1.1. Понятие науки и научной методологии
Рациональная форма знания впервые появляется в рамках науки о всеобщем – философии, противопоставившей чувствам и представлениям донаучных форм знания, логическую стихию Духа, т.е. понятие. Гегель по этому поводу справедливо отмечал: «Дух, который знает себя в та-ком развитии как духа, есть наука». Именно она, согласно немецкому мыслителю, и является высшей и истинной формой абсолютного.
Прогресс рациональности привел к появлению науки в современном (интегральном) смысле этого слова как органического триединства а) системы рациональных теоретических и эмпириче-ских знаний о природе, обществе и человеке (наука как дифференцированная система логических, естественных, социальных, гуманитарных и технических знаний); б) абсолютной формы Духа (наука как философия, т.е. как абсолютное знание); в) социального института, осуществляющего разработку и ретрансляцию знаний в рамках соответствующих социальных институтов, учрежде-ний и организаций (наука как важнейший институт духовной и материально-технической жизни общества).
Такого рода целостный образ науки впервые появляется в ХVII–ХVIII вв. благодаря, с одной стороны, достижениям новоевропейской философии (Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.), с другой – модернизации европейской цивилизации на уровне её политических (создание системы конститу-ционно-правового государства) и экономических (появление капитализма) ценностей.
Действительно, именно философия Нового времени резко пересмотрела вопросы о специфи-ке научного знания, о задачах научно-познавательной деятельности и её методах, о месте и роли науки в жизни человека и общества.
В духовной жизни новоевропейского общества стала утверждаться новая мировоззренческая установка, которая не только привела к появлению науки как самостоятельного социального ин-ститута, но и породила систему европейского сциентизма, а вместе с ним и культуру техногенной цивилизации современности.
Современное научное знание – это постоянно развивающаяся система, обладающая собст-венной структурой.
В соответствии с классификацией науки как взаимодействия субъекта и объекта познания можно выделить 4 базовых компонента структуры научного знания: субъект и объект науки, ме-тодология научного познания, специфический язык науки (терминологический и категориальный аппарат исследования).
В качестве субъекта науки могут выступать отдельный ученый, профессиональное научное сообщество и т.д. Именно субъект «делает науку», создает и воспроизводит то новое знание, кото-рое и является движущей силой научно-технического прогресса.
Объект – это предметная область исследования, т.е. то, что непосредственно изучает данная научная дисциплина. В специальном смысле слова предмет обозначает определенную целост-ность, вычлененную (абстрагированную) из объекта в процессе научно-познавательной деятель-ности. С гносеологической точки зрения различие предмета и объекта заключается в том, что в предмет входят лишь наиболее существенные принципы и качества исследуемого объекта.
Методология также является необходимым элементом структуры научного знания, благода-ря которому определяется система организации познавательного процесса, уточняется его «гно-сеологический инструментарий».
Наконец, язык науки представляет собой целостную систему знаков, символов, терминов, математических уравнений и т.п., на основе которой непосредственно осуществляется научное ис-следование в той или иной отрасли знания. Это не только средство научной коммуникации внутри научного сообщества, но и единственно возможное орудие общения между субъектом и объектом самой науки.
Определение смысловой структуры современного научного знания невозможно без выясне-ния понятия и структуры научной методологии.
Метод (от греч. methodos – путь, ведущий к цели) – необходимый «гносеологический инст-румент» научного познания. Его основная функция – организация и логическое регулирование по-знавательного процесса, обеспечение истинности и объективности наших знаний. В этом логико-регулятивном качестве метод представляет собой совокупность определенных логических правил, принципов, норм и требований, предъявляемых к познавательной деятельности в той или иной от-расли научного знания. Метод дисциплинирует научно-исследовательскую деятельность, делает её наиболее эффективной и рациональной.
Методология – это общая теория метода, впервые сформировавшаяся в рамках философско-го знания в трудах Бэкона, Декарта, Канта, Гегеля и других мыслителей. Она связана с логикой и гносеологией. Логика изучает формальные и статические структуры мысли и знания, гносеология исследует не только формы и методы познания, но и проблемы природы нашего знания, взаимо-действие знания и действительности, субъекта и объекта познавательного процесса, критерии его истинности и т.д. Именно поэтому можно говорить не только об органической взаимосвязи, но и об относительной самостоятельности этих наук, каждая из которых по-своему взаимодополняет остальные, диалектически переходит в них, не теряя своей предметной определенности.
Следует отметить, что метод тесно взаимосвязан с теорией. Теория и метод имеют общий логический источник и во многом взаимодополняют друг друга. Теория объясняет предмет и пре-образуется в метод путем логической разработки входящих в неё познавательных правил и прин-ципов. Метод, в свою очередь, диалектически переходит в теорию и систему, используется для уг-лубления теоретического и эмпирического знания. В этом смысле метод – это теория, системати-чески применяемая в практике научно-исследовательской работы, т.е. «теория в действии».
Каждый научный метод детерминирован своим предметом, т.е. той сферой исследуемой ре-альности, по отношению к которой он применяется, на которую он направлен. Он есть система её смыслового саморазвития. Вне исследуемого предмета метод – всего лишь абстракция, роль кото-рой нельзя преувеличивать. Он не может существовать «сам по себе», изолированно от исследуе-мой им действительности, а, напротив, составляет её неотъемлемую смысловую часть. Поэтому метод нельзя рассматривать как некую «универсальную гносеологическую отмычку» ко всему и вся, как абстрактный набор рецептов и предписаний, при помощи которых можно будет решить любую научную проблему, все зависимости от специфики её предмета и содержания. Каждому предмету соответствует своя методологическая система.
Метод немыслим без самого субъекта познания, т.е. конкретного человека как выразителя социокультурных ценностей своей эпохи. Включенность субъекта в смысловую стихию метода определяет творческий характер познавательного процесса, требующего от исследователя таких качеств, как гибкость и быстрота ума, способность к критическому анализу, интуиции, воображе-нию и т.д.
В современной науке выделяют 5 основных уровней методологии:
1) философские методы (например, диалектика, метафизика, позитивизм, герменевтика, ин-туитивизм);
2) общенаучные методы (дедукция, индукция, классификация, типологизация, моделирова-ние и т.д.);
3) частнонаучные методы – совокупность теоретико-познавательных форм, выражающих предметную специфику определенной науки (например, биографический метод в социологии);
4) методы эмпирического исследования (методы генной инженерии в генетике, палеографи-ческий метод в истории, анкетирование в социологии и т.п.);
5) методы междисциплинарного исследования – система современных интегративных мето-дов (например, математическое моделирование, статистический и сравнительно-исторический ме-тоды в гуманитарных науках и др.), используемая на стыках различных научных дисциплин; роль этого уровня методологии постоянно возрастает на современном этапе развития науки в рамках интегральной научной картины мира.
Указанные компоненты имеют целостный, системный характер, и потому сегодня любой ученый должен быть готов к тому, чтобы органично сочетать в своем исследовании, в зависимости от цели и задач работы, все уровни методологической рефлексии.
Особого внимания заслуживает вопрос о периодизации исторического развития науки. Наука как целостный и относительно самостоятельный социокультурный феномен возникает в Новое время. Вплоть до ХVII в. существовала «преднаука», которая имела преимущественно философ-ский, чисто умозрительный характер и потому ещё не могла претендовать на роль целостного (т.е. теоретико-эмпирического) постижения действительности. Современные исследователи называют этот большой этап предысторией классической науки и обозначают его термином «доклассиче-ская наука».
Собственная же история науки делится, по их мнению, три основных этапа: а) классический (ХVII–ХIХ вв.), б) неклассический (1-я половина ХХ в.), в) постнеклассический, или интеграль-ный (2-я половина ХХ в.).
Большое значение имеет и проблема объяснения развития науки. Она до сих пор имеет весь-ма дискуссионный характер, вызывает немало споров у историков науки, что выражается в нали-чии целого ряда порой прямо противоположных друг другу теорий.
1. Кумулятивистская теория (Аристотель, Гегель, Дюгем). Согласно этой теории историче-ское развитие науки – это механистический процесс последовательного накопления, приращения новых знаний, подобный строительству кирпичной стены. Аристотель и Гегель считали, что наука не развивается, а только растет. Французский ученый П. Дюгем отмечал, что наука никогда не знала революций и истоки любого открытия можно найти в прошлом.
2. Эволюционная теория К. Поппера. Согласно ей рост научного знания – это органический процесс выдвижения принципиально новых, неожиданных гипотез и наиболее оптимальных тео-рий (отвечающих таким объективным критериям, как логическая простота, верифицируемость, эвристичность, способность выдержать «огонь критики», конкурентоспособность, исследователь-ская эффективность и др.) и реализации их опровержений (принцип фальсифицируемости), в ре-зультате чего успешно решаются поставленные ранее научные проблемы. Поппер рассматривал историческое развитие науки как определенный частный момент общемировых эволюционных процессов в природе, обществе и человеке.
3. Революционная (парадигмальная) теория Т. Куна. Американский теоретик и историк нау-ки Томас Кун в своей известной книге «Структура научных революций» (1962) выдвинул принци-пиально иную точку зрения, согласно которой процесс развития науки – это поочередная смена эволюционных (время «нормальной науки») и революционных периодов. Последние характери-зуются ломкой старых и появлением новых научных парадигм. Понятие парадигмы (от греч. paradeigma – образец) – центральное в учении Куна. В самом общем смысле оно обозначает логи-ко-концептуальную схему, принятую научным сообществом и обеспечивающую преемственность и функционирование определенной научно-исследовательской традиции. По словам Куна, это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Конкретными примерами такого рода парадигм, которые, по мнению Куна, сыграли в свое время революционную роль, так как «опро-вергли» предыдущие знания, можно считать птолемеевскую картину мира, механику Ньютона, релятивистскую концепцию, квантовую механику и др.
Структура парадигмального процесса развития науки включает, согласно Куну, следующие этапы: 1) утверждение определенной научной парадигмы; 2) период «нормальной науки»; 3) рево-люционный период, кризис господствующей парадигмы и формирование предпосылок новой; 4) утверждение новой парадигмы и переход к периоду «нормальной науки».
Таким образом, суть историко-научного процесса заключается в переходе от одной парадиг-мы к другой через научную революцию, после которой временно наступает стабильный этап «нормальной науки», потом всё повторяется вновь и т.д.
4. Диалектико-материалистическая теория. Она во многом дополняет и развивает парадиг-мальный подход, преодолевает присущий ему дуализм эволюционного и революционного перио-дов развития науки. Согласно данному направлению, между «нормальной» и «новой» наукой нет непроходимого барьера. Предпосылки новой науки вызревают в лоне предыдущей, появление ко-торой является результатом диалектического «снятия» противоречий предшествующей парадигмы и возведения её наиболее актуальных и рациональных идей на качественно новый уровень. При этом «старое знание» не опровергается (как полагал Кун), а в «снятом» виде поднимается на но-вую ступень научного прогресса, обеспечивая, таким образом, и творческую инновацию, и преем-ственность научной традиции.
Тема 1.2. Предмет и задачи естествознания
Естествознание – это универсальная система наук о природе как материальной составляю-щей мира. Категория природы (от греч. physis, от phyein – возникнуть, быть рожденным) впервые возникла в древнегреческой философии, где она приобрела несколько основных значений: а) по-рождающее начало всех вещей, космоса в целом; б) сущность вещей; в) внутреннее строение, структура вещей; г) принцип движения и развития вещей и одновременно результат этого разви-тия.
В дальнейшем под природой стали понимать: а) всё сущее, весь окружающий нас матери-альный мир в его бесконечном многообразии (широкий смысл); б) естественную среду обитания человека, например, биосферу, географическую среду, вещество, различные формы энергии и т.д.; в) искусственную среду обитания человека, так называемую «вторую природу» – совокупность вещей (строения, техника, водохранилища и т.п.), созданных в процессе материально-технического производства.
Обобщая все эти определения, можно сделать вывод о том, что предметом естествознания выступает весь окружающий нас материальный мир, т.е. вещественная составляющая человече-ского и вселенского бытия. Центральное место в этом определении занимает категория материи как чувственная, «инобытийная» (Гегель) форма Идеи, или Духа. По сути, естествознание иссле-дует материю во всех её физических, химических и биологических видах, изучает уровни её органи-зации и формы движения.
Основные задачи естествознания:
1) определение смысла явлений природы, изучение их законов на основе соответствующих теоретических и эмпирических методов исследования;
2) научное прогнозирование, предвидение новых природных явлений и процессов;
3) применение в практической деятельности изученных законов природы;
4) разработка и постоянное совершенствование методологии естественнонаучного познания.
Как было сказано ранее, современное естествознание всё более интегрируется с философ-скими и социально-гуманитарными науками, стремится к построению интегральной научной кар-тины мира. Для того чтобы определить перспективы её дальнейшего развития, необходимо пред-варительно рассмотреть проблему соотношения естественнонаучной и гуманитарной культуры, что мы и попытаемся сделать.
Тема 1.3. Естественнонаучная и гуманитарная культура
Известно, что существуют немалые различия между естественнонаучным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстракт-ное; гума¬нитарное познание – на специальное, конкретное и уникальное, не¬повторимое. Цель ес-тествознания – описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные ха¬рактеристики объекта. Цель гуманитарных наук – прежде всего понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного пережи-вания, толкования и содержания объекта познания.
Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало влияние на развитие гу-манитарных наук (через методологические установки, общемировоззренческие представления, об-разы, идеи и др.). Особенно значительно это воздействие в век современной научно-технической революции. Естественнонаучные методы познания все в большей мере используются в общест-венных и гумани¬тарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов и др. Широко применяются естественнонаучные ме-тоды и принципы в психологии. Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества.
Дифференциация и интеграция наук
Характеризуя суть поставленной проблемы, следует отметить, что в процессе развития чело-веческого познания наука все больше дифференцируется на отдельные отрасли, изучающие част-ные вопросы многогранной действительности. С другой стороны, наука вырабатывает единую картину мира, отражающую общие закономерности его развития, что приводит к более широкому синтезу наук, т. е. ко все более углубленному познанию природы.
Единство мира лежит в основе единства наук, к которому, в конечном счете, направлено раз-витие знания на каждом отдельном витке человеческого познания. Путь к единству наук лежит через интеграцию её отдельных отраслей, что предполагает интеграцию различных тео¬рий и мето-дов исследования.
Таким образом, в процессе развития современных наук процессы дифференциации перепле-таются с процессами интеграции наук: физика подразделяется на механику, а та в свою очередь – на кинематику, динамику и статику, молекулярную, атомную, ядерную физику, термодинамику, электричество, магнетизм, оптику и т. д.; медицин¬ские институты готовят врачей самых разных специальностей: терапевтов, хирургов, психиатров, кардиологов, и т д., спектр специализаций очень широк, но любой выпускник медицинского вуза – врач.
Дифференциация научного знания на отдельные об¬ласти побуждает выявлять необходимые связи между ними. Возникает много пограничных наук, например, на границе между физикой и химией возникли новые отрасли науки: физхимия и химфизика, на границе между биологией и химией – биохимия, биологией и физикой – биофизика. Отдельные области биологии и физи¬ологии перекрещиваются с физиологией высшей нервной деятельности. А. Эйнштейн в свое время объединил в теории относительности положения неэвклидовой геометрии и механики. На границе между психологией и языкознанием была создана теория коммуникации, взяв¬шая за основу тео-рию информации. Пересечение логики с математикой способствовало созданию математической логики, на основе языкознания и логики появилась новая наука — семиотика и т.д. Перечисленное характеризует высокую степень синтеза между на¬уками.
Эта тенденция в развитии научного знания трансформируется в постановку комплексных проблем, повсеместное распространение комплексных исследований, поиск путей синтеза методов познания окружающего мира. Но так как сами методы в качестве своих предельных теоретических оснований имеют принципы познания, задача сводится к выявлению объективной основы – ин¬теграции принципов, которая с неизбежностью ведет к новым формам их синтеза. В силу единства науки интеграция принципов в одной из ее областей обязательно связана с интеграцией в другой.
Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки – диалектическое единст-во дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образова-нием интегрирующих отраслей науки (ки¬бернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаим¬ным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качествен-ное своеобра¬зие каждой конкретной науки.
Раздел между «двумя куль¬турами» постепенно утрачивает былую историческую жесткость. Возникает потребность в так называемой «третьей культуре», т.е. социокультурной целостности, образу¬ющейся в процессе преодоления «разрыва» между различными сфе¬рами современного на-учного знания, а также искусства, выход на такой уровень социокультурного развития цивилиза-ции, при котором выявляется единство и взаимосвязь естествознания, техникознания и человекоз-нания.
Таким образом, не конфронтация раз¬личных «культур в науке», а их тесное единство, взаи-модействие, взаимопроникновение – закономерная тенденция совре¬менного научного познания. Характерным примером такого взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания вы-ступает создание новейшей теории самооргани¬зации – синергетики.
Перечень основных понятий (словарь)
Наука, естественнонаучная картина мира, парадигма, концепция, теория, система, метод, ме-тодология, НТР, бифуркация, синергетика, типы научной рациональности, нелинейность, диссипа-тивные структуры, корпускулярно-волновой дуализм, континуальность, неопределенность, допол-нительность, время, пространство, энергия, материя, движение, структура, Вселенная, фундамен-тальная и прикладная наука.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ
Семинар 1. Наука как социокультурный феномен
1. Понятие науки. Специфические особенности научного познания.
2. Периодизация развития науки. Классификация научных дисциплин.
3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
4. Методология научного познания. Эмпирические и теоретические методы; общенаучные и частнонаучные методы, междисциплинарные методы исследования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. С.174–181.
Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов–н/Д., 1999. С.5–59.
Лось В.А. Основы современного естествознания. М., 2000. С.7–43.
Дополнительная:
Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. 1990. №1.
Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород, 1996.
Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.
Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. №4. С.135–154.
Наука в России: состояние, трудности, перспективы // Вопросы философии. 1994. №10.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Стёпин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
Федотова В.Г. Методология истории сегодня // Новая и новейшая история. 1996. №6.
Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в ХХ веке // Вопросы философии. 1995. №7.
Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы // Там же.
Семинар 2. Предмет и основные закономерности
развития естествознания
1. Предмет и задачи естествознания. Основные закономерности развития естественных наук.
2. Социальные функции естествознания.
3. Понятие естественнонаучной картины мира. Эволюция картины мира.
4. Дифференциация и интеграция наук.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997. С.18–36.
Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов–н/Д., 1999. С.301–322.
Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1967. С.11–83.
Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. М., 1985. С.3–36; 169–183.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций для студентов вузов. Ростов–н/Д., 2000. С.6–21.
Дополнительная:
Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи дом свой на песке» // Вопросы философии. 1995. №12.
Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. Ростов–н/Д., 1972.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.
Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания – фундаментальные черты научного метода // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.
Моисеев Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. №2.
Ортега–и–Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. №10.
Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии. 1995. №11.
Философия современного естествознания: Уч. Пособ. Для вузов / Под.общ. ред. С.А. Лебедева. М., 2004.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и самоконтроля
1. Естествознание как феномен мировой культуры.
2. Основные методологические концепции развития современного естествознания.
3. Этические проблемы естествознания.
4. Характерные черты науки как отрасли духовной культуры и социального института.
5. Эволюция понятия науки в истории философской и естественнонаучной мысли
6. Сущность и основные особенности научных революций.
7. Проблема соотношения естественнонаучной и гуманитарной культуры.
8. Интеграционные процессы в современной науке.
9. Компьютеризация научного знания как социокультурный феномен.
10. Перспективы естественнонаучного познания.
11. Роль математики в современном естествознании.
12. Проблема метода в истории науки.
13. Методологические основы современной науки.
14. Основные научно-методологические системы и их развитие в современном естествознании.
15. Эволюция естественнонаучной картины мира.
16. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.
17. Проблема соотношения науки и религии.
18. Основные особенности философии естествознания.
Перечень источников, электронных ресурсов по теме, которые доступны в Интернете
Электронные тексты библиотеки сервера философского факультета МГУ. Режим доступа в Internet: http: // library.philos.msu.ru;
Электронные тексты библиотеки сервера Института философии РАН. Режим доступа в Internet: http: // www.philosophy.ru;
Электронные тексты философской библиотеки. Режим доступа в Internet: http://ihtik.lib.ru;
Электронные тексты философской библиотеки. Режим доступа в Internet: http://filosof.historic.ru
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Альтернативу «двух культур» – научно-технической и художественно-гуманитарной сформулировал –
1) К. Ясперс
2) Ч. Сноу
3) К. Поппер
4) М. Хайдеггер
2. Естествознание – это…
1) совокупность наук о природе
2) «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М.М. Ковалевский)
3) наука о растениях, изучающих закономерности их внешнего и внутреннего строения
4) наука о составе, строении, истории развития земной коры и более глубоких недр Земли
3. Парадигма – это…
1) система обобщенных взглядов на мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе
2) целостная научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе
3) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов
4) определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения
4. Наиболее отчетливо различие между естественнонаучной и гуманитарной культурами выражается…
1) в истолковании их подхода к основным функциям науки (объяснение, понимание и предсказание явлений)
2) в отношении к методам исследования
3) в отношении к природе
4) в отношении к знанию
5. В прошлом было широко распространено мнение, что развитие науки происходит путём постепенного, непрерывного накопления всё новых и новых научных истин. Такой взгляд называется…
1) сциентизмом
2) кумулятивизмом
3) антисциентизмом
4) интеграцией
6. Научная теория – это…
1) способ изучения реальной действительности
2) знания, опирающиеся на определенную научную форму и содержащее методы объяснения и предсказания некоторой предметной области
3) основная форма знания
4) система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем
7. Человек представляется как исключительно природное существо, которое целиком объясняется действием природных закономерностей и не требует в своём объяснении ничего сверхъестественного, в рамках теории…
1) креационизма
2) эволюционизма
3) панспермии
4) самопроизвольного зарождения
8. Интенсивная медицина, трансплантация органов искусственного оплодотворения, генная технология – все эти новые явления требуют глубокого осмысления и обоснования с точки зрения определения границ возможного и должного в практической медицине. Этим занимается…
1) бионика
2) эргономика
3) биоэтика
4) синергетика
9. Совокупность социоприродных противоречий, затрагивающих интересы всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации, – это…
1) актуальные проблемы биоэтики
2) глобальные проблемы
3) экологические проблемы
4) социально-экономические проблемы
10. Антропогенез – это…
1) наиболее полное, всестороннее учение о развитии человека
2) понятие, характеризующее мировоззрение, в центре которого стоит проблема бытия человека
3) учение о строении мироздания и солнечной системы
4) процесс естественно–исторического возникновения, становления и развития человека как вида
11. Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский писал:…
1) «человеку придется сознательно принять на себя ответственность за развитие биосферы»
2) «человеку придется искать новые экологически чистые источники энергии»
3) «человеку придется восстанавливать природно-восстановительные отрасли (лесное, рыбное хозяйство и т.д.)»
4) «человеку придется ввести жесткую экономию ресурсов»
12. Ноосфера в понимании В.И. Вернадского – это…
1) нижняя часть атмосферы
2) сфера обитания всех живых существ
3) поверхность планеты
4) сфера обитания человека, управляемая разумом
13. Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества…
1) от решения которых зависит последующий путь развития цивилизации
2) связанных с экологическим кризисом
3) от решения которых зависит существование цивилизации
4) связанных с деятельностью человека
14. Создателем учения о биосфере и её эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и преобразовании современной биосферы в ноосферу был…
1) А. Тойнби
2) В.И. Вернадский
3) Дж. Гэйлбрейт
4) А. Чижевский
15. Выберите понятие, относящееся к данному определению: «Скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству»:
1) Научно-техническая революция
2) Научно-технический прогресс
3) индустриализация
4) промышленный переворот
16. Человека от животного отличает…
1) способность к общению (обмену информацией с себе подобными)
2) способность к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшему в опасную ситуацию)
3) способность к подражанию (усвоению форм поведения)
4) способность к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда)
17. Природа – это…
1) все явления, события, процессы в природе
2) географическая среда
3) окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений
4) среда обитания человека
18. Природа для человека есть…
1) часть Вселенной
2) средство удовлетворения его потребностей
3) близость со всем живым и сущим
4) целостное единство
Последнее изменение: четверг, 11 августа 2011, 12:32