Абазины
Этонимы
Абаза
(самоназв.)
Территория
Численность
в Российской Федерации 33,0 тыс. чел.
(1989), в т. ч. в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс.
чел. Живут
также в Турции, Сирии, Иордании,
Ливане.Ч
Диалекты
Язык абазинский, имеет два диалекта (соответствующих субэтническим группам):
тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский.
Распространен кабардино-черкесский язык.Язык абазинский, имеет два диалекта (соответствующих субэтническим группам): тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространен кабардино-черкесский язык.
Письменность
Письменность создана в 1932-33 гг. на основе латинской графики, в
1938 г. переведена на русскую графическую основу.Письменность создана в 1932-33 гг. на основе латинской графики, в 1938 г. переведена на русскую графическую основу.
Язык абазинский, имеет два диалекта (соответствующих субэтническим группам):
тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский.
Распространен кабардино-черкесский язык.Язык абазинский, имеет два диалекта (соответствующих субэтническим группам): тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространен кабардино-черкесский язык.
Письменность
Письменность создана в 1932-33 гг. на основе латинской графики, в
1938 г. переведена на русскую графическую основу.Письменность создана в 1932-33 гг. на основе латинской графики, в 1938 г. переведена на русскую графическую основу.
Этапы истории
Абазины - коренные жители Кавказа; до 14 в. жили на сев.-зап. побережье Черного моря между реками Туапсе и Бзыбью. В 14-17 вв. переселились на северный склон Главного Кавказского хребта, занимая верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. С нач. 17 в. к абазинам проникает ислам, но еще в сер. 19 в., особенно у абазин ашхарскои группы, сохранялись значительные пережитки христианства и языческих верований. В 1-й пол. 19 в. территория Карачаево-Черкесии присоединена к России. В кон. 40-х - 50-е гг. 19 в. абазины еще не имели четкой этнической территории. Аулы абазин - тапанта локализовались преимущественно по рекам Кубани, Куме и ее притоку Подкумку, Малке, в пределах Кабарды, а также по Большому и Малому Зеленчукам. В 1856-1857 в пределах Кавказской кордонной линии на Кубани располагались 7 аулов абазин - тапантовцев (в т. ч. Дударуковский, Лоова, Бибердова), по Куме и Подкумку - аулы Трамова, Джантимирова, Цымпова, Лоова и Абукова. Аулы абазин - ашхарцев размещались в верховьях Урупа - левого притока Кубани, Большой и Малой Лабы, Большого Зеленчука и их притоков - Андрюка, Ходза, Губса, Кяфара. После Кавказской войны 1817-64 началось переселение абазин в Турцию. По неполным официальным данным, в 1859-66 гг. в Турцию ушли ок. 30000, по другим источникам - 45000 абазин. В пределах Кубанской области к 1883 г. оставалось менее 10 тыс. абазин. В 1860-е гг. правительством было осуществлено переселение жителей гор на равнину, при этом искусственно создавались укрупненные аулы. Письменность создана в 1932-33 г. на основе латинской графики, в 1938 г. переведена на русскую графическую основу.
Абазины - коренные жители Кавказа; до 14 в. жили на сев.-зап. побережье Черного моря между реками Туапсе и Бзыбью. В 14-17 вв. переселились на северный склон Главного Кавказского хребта, занимая верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. С нач. 17 в. к абазинам проникает ислам, но еще в сер. 19 в., особенно у абазин ашхарскои группы, сохранялись значительные пережитки христианства и языческих верований. В 1-й пол. 19 в. территория Карачаево-Черкесии присоединена к России. В кон. 40-х - 50-е гг. 19 в. абазины еще не имели четкой этнической территории. Аулы абазин - тапанта локализовались преимущественно по рекам Кубани, Куме и ее притоку Подкумку, Малке, в пределах Кабарды, а также по Большому и Малому Зеленчукам. В 1856-1857 в пределах Кавказской кордонной линии на Кубани располагались 7 аулов абазин - тапантовцев (в т. ч. Дударуковский, Лоова, Бибердова), по Куме и Подкумку - аулы Трамова, Джантимирова, Цымпова, Лоова и Абукова. Аулы абазин - ашхарцев размещались в верховьях Урупа - левого притока Кубани, Большой и Малой Лабы, Большого Зеленчука и их притоков - Андрюка, Ходза, Губса, Кяфара. После Кавказской войны 1817-64 началось переселение абазин в Турцию. По неполным официальным данным, в 1859-66 гг. в Турцию ушли ок. 30000, по другим источникам - 45000 абазин. В пределах Кубанской области к 1883 г. оставалось менее 10 тыс. абазин. В 1860-е гг. правительством было осуществлено переселение жителей гор на равнину, при этом искусственно создавались укрупненные аулы. Письменность создана в 1932-33 г. на основе латинской графики, в 1938 г. переведена на русскую графическую основу.
Религиозная принадлежность
Верующие - мусульмане-сунниты.
Верующие - мусульмане-сунниты.
Жизнеобеспечение
В 19-нач. 20 вв. абазины вели комплексное хозяйство, в котором сочетались животноводство и земледелие. До переселения на равнину главной отраслью было отгонное скотоводство (главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот, лошади). Коневодство считалось наиболее почетным занятием и было в основном сосредоточено в руках знати. Было развито птицеводство. Во 2-й пол. 19 в. земледелие стало преобладающей отраслью хозяйства. С нач. 19 в. практиковалась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (просо, ячмень, кукуруза), с 60 - 70-х гг. основной системой земледелия стала залежная. Стали применять передковый плуг, конструктивно схожий с адыгским, в него впрягали до четырех пар волов. Использовали также ручные орудия: приспособление для боронования вспаханного поля, мотыги разных размеров, косы, серны. Для своевременной вспашки и сева объединялись в артели (общества), как правило, из представителей одной фамильной группы, позже из представителей разных кварталов. Начало и конец пахоты отмечали торжественно, всем населением. Древним занятием было пчеловодство, мед был одним из основных товаров на внутреннем и внешнем рынке. Подсобную роль играли приусадебное садоводство, охота. Из домашних промыслов и ремесел были развиты обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных ноговиц, поясов, попон и т. д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня - мужским делом. За годы советской власти в традиционной жизни абазин произошли существенные изменения. Развивалось многоотраслевое специализированное сельское хозяйство: земледелие (зерновые, кормовые культуры, садоводство, овощеводство), животноводство, промышленность.
Поселения и жилище
Традиционные аулы свободной планировки располагались по берегам больших рек и ручьев, делились на кварталы, носившие патронимичный характер, жилища ориентированы на юг. Селения таланта, находившиеся в равнинной местности, были скученного типа. Селения ашхарцев, живших высоко в горах, гнездового типа, состояли из отдельных заселенных родственниками хуторов, разбросанных на значительной территории. У всех абазин селения были огорожены крепким забором с одними воротами. После переселения все абазинские аулы скученного типа, внешняя ограда исчезла. Древнейшее жилище абазин - круглое в плане, плетёное; глубокие традиции имело также строительствово прямоугольных в плане одно- и многокамерных домов из плетня. Главная комната, занимавшая центральное место, была одновременно кухней и спальней хозяев, в ней находился очаг. В кон. 19 в. стал применяться саман. После переселения под влиянием новых социально-экономических условий, контактов с русским населением появились кирпичные и рубленые деревянные дома под железной или черепичной крышей с деревянными полами и потолком, обогревавшиеся пристенными печами. Обстановка состояла преимущественно из деревянных предметов. В богатых домах были ковры, серебряная и металлическая посуда и пр. Независимо от достатка хозяина, каждая семья на территории усадьбы строила отдельный домик для гостей - кунацкую. В настоящее время их не строят, но в доме всегда есть отдельная комната для гостей. В 19 в. абазинская усадьба включала один или несколько (большой - главы семьи, однокомнатные - для женатых сыновей) жилых домов, ориентированных на юг, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек: закрытый со всех сторон навес для крупного рогатого скота, открытый загон с отгороженным местом для молодняка, плетеные амбары и клети для хранения зерна и кукурузы, летнюю кухню, конюшню, курятник, гумно, два отхожих места (для мужчин и женщин)
Пища и трапеза
Основу абазинской кухни составляют растительные (пшено, кукурузная мука, фасоль), молочные и мясные (вареные и жареные) продукты. Излюбленное блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. Пили слабоалкогольный напиток (буза).
Социальная организация
В 1-й пол. 19 в. каждое локальное подразделение абазин состояло из ряда самостоятельных соседских общин (кыг, или джьамагъат). Функционировали общинный сход (кытайзъара) и выборный совет старейшин (ахъбачва рхьаса), в который входило от 10-12 до 13-14 человек. Сохранялись внутриобщинные кровнородственные связи - большесемейные общины (тгъачваду) и патронимии (ткъвым). В пореформенное время началось интенсивное разложение сельской общины, хотя аульный сход и совет старейшин продолжали существовать. В ходе судебной реформы в 1865 г. были введены горские суды из председателя, депутатов и кадия, избиравшихся жителями аулов; судопроизводство в них велось по нормам адата (депутатами) и шариата (кадием). В 1868 г. были открыты аульские суды. Расширялась сфера применения шариата и русског законодательства. В то же время сохранялись некоторые традиционные судебные институты, напр. суд посредников, соирисяжничество. В 19 в. у абазин существовали две формы семьи: малая, из одного-двух, иногда трех поколений, и большая, включавшая две и более брачных пары и состоявшая из трех и более поколений (во 2-й пол. 19 в. от 7 до 20 чел.). Длительное сохранение большесемейной общины определялось условиями ведения хозяйства. Каждая брачная пара занимала отдельный дом на общей усадьбе. Небольшая семейная община жила в общем доме (атыдзду, "большой дом"), в котором за каждой парой закреплялась отдельная комната. Господствовала моногамия. В пореформенное время процесс распада больших семей ускорился. Глава большой семьи - муж и отец (аба), после его смерти - старший из братьев (аща) или старший сын (ащаду). Существовала строгая половозрастная иерархия: все члены семьи подчинялись её главе, младшие - старшим, женщины - мужчинам. Традиционное почитание старших почти исключало крупные конфликты между отцом и детьми. Среди женщин старшей в доме была мать семейства, а после её смерти - жена старшего брата. Внутрисемейный быт складывался на основе вековых патриархальных традиций.
Описание национальной одежды
Традиционная одежда абазин общекавказского типа. Комплекс мужской одежды состоял из нательного белья, верхней одежды, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи, оружия - кинжала в серебряной оправе, пистолета. Женский костюм состоял из нательного белья, платья и второго распашного по всей длине платья. Девочки с 12-14 лет носили специальный корсет из суровой ткани или из мягкого сафьяна. Платье украшалось нагрудником с пришитыми застежками из серебряных пластинок с позолотой, зернью. Дополнял костюм золотой или серебряный пояс. Головные уборы - платки, шапочки на твердой основе, обтянутой тканью и украшенной золотыми или серебряными нитями. Современная одежда абазин европейского типа, элементы традиционного костюма встречаются только в одежде стариков.
В 19-нач. 20 вв. абазины вели комплексное хозяйство, в котором сочетались животноводство и земледелие. До переселения на равнину главной отраслью было отгонное скотоводство (главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот, лошади). Коневодство считалось наиболее почетным занятием и было в основном сосредоточено в руках знати. Было развито птицеводство. Во 2-й пол. 19 в. земледелие стало преобладающей отраслью хозяйства. С нач. 19 в. практиковалась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (просо, ячмень, кукуруза), с 60 - 70-х гг. основной системой земледелия стала залежная. Стали применять передковый плуг, конструктивно схожий с адыгским, в него впрягали до четырех пар волов. Использовали также ручные орудия: приспособление для боронования вспаханного поля, мотыги разных размеров, косы, серны. Для своевременной вспашки и сева объединялись в артели (общества), как правило, из представителей одной фамильной группы, позже из представителей разных кварталов. Начало и конец пахоты отмечали торжественно, всем населением. Древним занятием было пчеловодство, мед был одним из основных товаров на внутреннем и внешнем рынке. Подсобную роль играли приусадебное садоводство, охота. Из домашних промыслов и ремесел были развиты обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных ноговиц, поясов, попон и т. д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня - мужским делом. За годы советской власти в традиционной жизни абазин произошли существенные изменения. Развивалось многоотраслевое специализированное сельское хозяйство: земледелие (зерновые, кормовые культуры, садоводство, овощеводство), животноводство, промышленность.
Поселения и жилище
Традиционные аулы свободной планировки располагались по берегам больших рек и ручьев, делились на кварталы, носившие патронимичный характер, жилища ориентированы на юг. Селения таланта, находившиеся в равнинной местности, были скученного типа. Селения ашхарцев, живших высоко в горах, гнездового типа, состояли из отдельных заселенных родственниками хуторов, разбросанных на значительной территории. У всех абазин селения были огорожены крепким забором с одними воротами. После переселения все абазинские аулы скученного типа, внешняя ограда исчезла. Древнейшее жилище абазин - круглое в плане, плетёное; глубокие традиции имело также строительствово прямоугольных в плане одно- и многокамерных домов из плетня. Главная комната, занимавшая центральное место, была одновременно кухней и спальней хозяев, в ней находился очаг. В кон. 19 в. стал применяться саман. После переселения под влиянием новых социально-экономических условий, контактов с русским населением появились кирпичные и рубленые деревянные дома под железной или черепичной крышей с деревянными полами и потолком, обогревавшиеся пристенными печами. Обстановка состояла преимущественно из деревянных предметов. В богатых домах были ковры, серебряная и металлическая посуда и пр. Независимо от достатка хозяина, каждая семья на территории усадьбы строила отдельный домик для гостей - кунацкую. В настоящее время их не строят, но в доме всегда есть отдельная комната для гостей. В 19 в. абазинская усадьба включала один или несколько (большой - главы семьи, однокомнатные - для женатых сыновей) жилых домов, ориентированных на юг, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек: закрытый со всех сторон навес для крупного рогатого скота, открытый загон с отгороженным местом для молодняка, плетеные амбары и клети для хранения зерна и кукурузы, летнюю кухню, конюшню, курятник, гумно, два отхожих места (для мужчин и женщин)
Пища и трапеза
Основу абазинской кухни составляют растительные (пшено, кукурузная мука, фасоль), молочные и мясные (вареные и жареные) продукты. Излюбленное блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. Пили слабоалкогольный напиток (буза).
Социальная организация
В 1-й пол. 19 в. каждое локальное подразделение абазин состояло из ряда самостоятельных соседских общин (кыг, или джьамагъат). Функционировали общинный сход (кытайзъара) и выборный совет старейшин (ахъбачва рхьаса), в который входило от 10-12 до 13-14 человек. Сохранялись внутриобщинные кровнородственные связи - большесемейные общины (тгъачваду) и патронимии (ткъвым). В пореформенное время началось интенсивное разложение сельской общины, хотя аульный сход и совет старейшин продолжали существовать. В ходе судебной реформы в 1865 г. были введены горские суды из председателя, депутатов и кадия, избиравшихся жителями аулов; судопроизводство в них велось по нормам адата (депутатами) и шариата (кадием). В 1868 г. были открыты аульские суды. Расширялась сфера применения шариата и русског законодательства. В то же время сохранялись некоторые традиционные судебные институты, напр. суд посредников, соирисяжничество. В 19 в. у абазин существовали две формы семьи: малая, из одного-двух, иногда трех поколений, и большая, включавшая две и более брачных пары и состоявшая из трех и более поколений (во 2-й пол. 19 в. от 7 до 20 чел.). Длительное сохранение большесемейной общины определялось условиями ведения хозяйства. Каждая брачная пара занимала отдельный дом на общей усадьбе. Небольшая семейная община жила в общем доме (атыдзду, "большой дом"), в котором за каждой парой закреплялась отдельная комната. Господствовала моногамия. В пореформенное время процесс распада больших семей ускорился. Глава большой семьи - муж и отец (аба), после его смерти - старший из братьев (аща) или старший сын (ащаду). Существовала строгая половозрастная иерархия: все члены семьи подчинялись её главе, младшие - старшим, женщины - мужчинам. Традиционное почитание старших почти исключало крупные конфликты между отцом и детьми. Среди женщин старшей в доме была мать семейства, а после её смерти - жена старшего брата. Внутрисемейный быт складывался на основе вековых патриархальных традиций.
Описание национальной одежды
Традиционная одежда абазин общекавказского типа. Комплекс мужской одежды состоял из нательного белья, верхней одежды, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи, оружия - кинжала в серебряной оправе, пистолета. Женский костюм состоял из нательного белья, платья и второго распашного по всей длине платья. Девочки с 12-14 лет носили специальный корсет из суровой ткани или из мягкого сафьяна. Платье украшалось нагрудником с пришитыми застежками из серебряных пластинок с позолотой, зернью. Дополнял костюм золотой или серебряный пояс. Головные уборы - платки, шапочки на твердой основе, обтянутой тканью и украшенной золотыми или серебряными нитями. Современная одежда абазин европейского типа, элементы традиционного костюма встречаются только в одежде стариков.